Рабочая программа по русскому языку
УМК «Перспектива»
3 класс
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
- Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год
Дидактическое обеспечение.
1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2012
2. Климанова Л.Ф. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2012
Методическое обеспечение.
1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие к учебнику Русский язык 3 класс. М.: Просвещение,2012
2. Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
3. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочие программы Русский язык 1-4 классы
Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук. Л. Ф. Климанова).
Данная рабочая программа рассчитана на 5 недельных часа учебного плана .
Количество часов в неделю по программе 5
Количество часов в неделю по учебному плану 5
Количество часов в год 170
Цель: курс русского языка направлен на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умения свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся.
Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Повышение качества речевого развития детей, для которых изучаемый язык является родным, возможно только посредством изучения языка, так как язык обобщает наблюдаемые речевые явления, классифицирует их, облекает в понятную форму и тем самым поднимает знание родного языка на более высокую ступень. Поэтому обучение русскому языку строится по схеме: речь - язык - речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно (от класса к классу) накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т. д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т. д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить и слушать).
Познавательная направленность обучения создает предпосылки того, что ребенок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема (а не буквы, как часто полагают). Слово (а не отдельная буква) может помочь человеку передать свои знания другому, понять, осознать окружающий мир, потому что слово имеет не только звукобуквенную форму, но и определенное содержание, сосредоточенное в лексическом значении слова. Форма слова (фонетико-графическая) только представляет, замещает содержание словесного знака.
Взаимосвязь формы и содержания словесного знака показана на простейших структурно-семантических моделях слова, с которыми дети познакомились на уроках обучения грамоте и продолжают работать с ними на уроках русского язык.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
В новой системе большое внимание уделяется развитию речевого мышления. Поскольку человеческое мышление «значечное», то для развития интеллектуальных способностей недостаточно активизировать внимание детей на форме слова, а необходимо учить их гармонически сочетать форму и содержание речи, воспроизводить смысл и значение в различных формах, уметь видеть общий смысл в различных формах его выражения (на уровне слова, словосочетания, предложения и речи). Поэтому в учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия) и др.
Новые направления в обучении, закрепленные в учебнике, методическом пособии и программе, должны найти отражение и в организационных формах обучения, и в системе отношений учащихся между собой и учителем. Урок должен включать элементы обучения детей общению, различные формы сотрудничества, отражающие демократический стиль общения (проявление к ученику максимум внимания, уважения), воспитание у детей ответственного отношения к учебе и др. На уроках чтения, математики и других предметов учителю следует активно использовать знания детей о языке и речи, навыки речевой культуры учащихся:
а) обращать внимание на звучание речи в повседневном общении, развивать интерес к орфоэпии (в учебник включены упражнения, игры со звуками речи, скороговорки, задания на наблюдения за звукоподражательными словами и звукописью в стихотворной речи), что позволяет детям овладевать интонационно-выразительными средствами речи (громкость, темп, мелодичность и т. п.);
б) необходимо совершенствовать речь учащихся посредством расширения их лексического запаса при изучении текстового материала учебников по другим школьным предметам, активизировать использование в речи синонимов и антонимов;
в) совершенствовать грамматический строй речи школьников, учить находить слова и выражения для точного выражения мысли, правильно формулировать вопросы и ответы и т. д.;
г) развивать умение общаться при работе в паре (слушать собеседника, задавать вопросы, использовать формулы речевого этикета в общении); поощрять умение детей самостоятельно составлять описание предмета или рассказ по наблюдениям и т. д.
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Особенности организации промежуточного и итогового контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 - 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Содержание учебного материала
Учебник «Русский язык» для третьего класса включает пять разделов:
I. «Речевое общение. Повторяем - узнаем новое»
Собеседники. Диалог.
o Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения.
Культура устной и письменной речи.
o Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.
Контрольный диктант
Текст.
o Общее представление о тексте и его особенностях.
o Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.
o Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера.
o Списывание текстов различных типов.
Контрольная работа и работа над ошибками.
II. «Язык - главный помощник в общении»
Язык-главный помощник в общении.
Звуки и буквы. .
Слог, ударение .
Девять правил орфографии.
Контрольный диктант.
«Слово и его значение»
o Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
o Слова с обобщающим значением.
o Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных.
o Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов.
Словосочетание
o Отличие словосочетания от слова и от предложения.
o Сравнение предложения и словосочетания.
Предложение
o Типы предложений по цели высказываний
Главные члены предложения
o Второстепенные члены предложения
o Предложения распрастранённые и нераспрастранённые
Предложения с однородными членами.
o Интонация перечисления
o Запятая в предложениях с однородными членами
Контрольная работа. Работа над ошибками.
III. «Состав слова»
Повторение значимых частей слова.
Корень.
o Корень слова.
o Однокоренные слова.
o Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.
Контрольный диктант .
Приставка.
o Отличие приставки от предлога.
o Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.
Суффикс.
o Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.
Окончание..
Как образуются слова..
o Сложные слова - слова с двумя корнями (ознакомление).
o Наблюдение за образованием новых слов.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
IV. «Части речи»
Систематизация знаний по разделу «Части речи»
o Принципы выделения частей речи.
o Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.
Имя существительное как часть речи.
Повторяем, что знаем.
Число имён существительных.
o Имена существительные , употребляемые только в единственном числе
(листва) или только во множественном числе (каникулы)
Род имён существительных.
Мягкий знак(ь) на конце имён существительных после шипящих.
Изменение имён существительных по падежам (склонение).
o Названия падежей
o Алгоритм определения падежа
o Ударные и безударные падежные окончания
Как разобрать имя существительное.
o Порядок анализа имени существительного как части речи
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Местоимение.
o Личные местоимения
Глагол как часть речи.
o Значение глаголов
Изменение глаголов по временам.
o Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по числам.
Изменение по родам глаголов по временам.
o Окончания глаголов в прошедшем времени
Не с глаголами.
Разбор глагола как части речи.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Имя прилагательное как часть речи.
o Значение прилагательных
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
o Правописание окончаний имён прилагательных
o Суффиксы имён прилагательных
o Роль имён прилагательных в речи
Разбор имени прилагательного как части речи.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Повторение по разделу «Части речи».
V. «Повторение изученного за год»
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
- наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
- развивать внимание к устной и письменной речи;
- формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
- правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов,
писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- названия и порядок букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
- правила переноса слов;
- признаки предложения и текста;
- правила речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
- различать устные и письменные формы общения;
- каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
- проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- писать заглавную букву в именах собственных;
- писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
- правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
- находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
- проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
- выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
- находить в предложении главные члены;
- определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
При работе с первым разделом «Речевое общение. Повторяем - узнаем новое»
--- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,
--- углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
--- познакомить с основными правилами ведения диалога,
--- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,
--- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,
--- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
--- систематизировать знания детей об орфографических правилах.
Раздел «Язык - главный помощник в общении»
--- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,
--- показать, что словосочетание, предложение и текст - это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,
--- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),
--- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,
--- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
--- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),
--- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,
--- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
--- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода - водитель, вор - ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
--- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
--- вводится определение местоимения,
--- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
1. Л.Ф.Климанова. Русский язык 3 класс. Учебник в 2 частях. М.: Просвещение, 2012 2. Л.Ф.Климанова. Русский язык 3 класс. Рабочие тетради. М.:Просвещение,2012
|
1.Программа РУССКИЙ ЯЗЫК Автор: Л. Ф. Климанова (Комплект «Перспектива» ) М.: Просвещение, 2012 2.Уроки русского языка: 3 кл. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012 |
Критерии оценки:
Диктант:
- Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
- Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
- Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.
- Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.
Грамматическое задание:
- Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
- Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.
- Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.
- Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.
по русскому языку
УМК «Перспектива», автор Л.Ф.Климанова, 3 класс
(5 ч в неделю, всего 170 ч)
№, дата. |
Наименование разделов и тем |
Все го часов |
Организация урока |
Домашнее задание |
|||||||||||||
Характеристика деятельности обучающихся на уроке по формированию УУД
|
Характеристика деятельности обучающихся на уроке по формированию предметных умений и навыков |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока |
Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока. |
|
|||||||||||||
I. |
Раздел: «РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. ПОВТОРЯЕМ - УЗНАЕМ НОВОЕ» |
||||||||||||||||
1 |
Речевое общение. Диалог. Собеседники. |
1 |
Построение диалога, общение с собеседником. Соотнесение себя с окружающим миром. Построение диалога. |
Построение предложений, составление рассказа. Определять темы текстов, выбор заглавия. Составление (устно) текстов-рассуждений |
Диалог. Собеседник. Кремль. Типы текстов.Тема. Главная мысль. |
Умение строить предложение. Умение выделять главную мысль, определять тему. |
Уч. стр. 5 у 3 Р.т. стр. 5 упр.3 |
||||||||||
2 |
Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение)
|
1 |
Слушать и понимать собеседника. Работа над связью предложений в тексте. Ведение диалога и спора. Аргументация своего высказывания. Работа в паре. Взаимодействие с партнёром |
Находить в текстах предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Определить цель общения людей между собой.
|
Беседа.Спор. Диалог. Пререкания. |
Умение связывать предложения в тексте по смыслу. Умение строить предложения в диалоге, аргументировать высказывания |
Уч. стр. 10 упр .12 |
||||||||||
3 |
Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение)
|
1 |
Согласовывать совместную деятельность. Общение с собеседником на основе речевого этикета. Построение диалога, работа в паре, группе. |
Составление устных диалогов на одну из выбранных тем. Определение связи главной мысли текста и его настроения. Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения» |
Речевой этикет. Толковый словарь. Болтун. |
Умение взаимодействовать с партнёром. Применение вежливых слов и оборотов в речи. Обобщение сведений о правилах общения. |
Р.т.стр. 8 упр 8, стр. 10 упр 12 |
||||||||||
4
|
Культура устной и письменной речи
|
1 |
Актуализировать знания учеников о двух формах языка - устной и письменной. |
Работа с пословицами о важности хорошей речи. |
Устная и письменная речь. |
|
|
||||||||||
5 |
Культура устной и письменной речи (продолжение)
|
1 |
Дать детям представление о зависимости выбора речевых средств от ситуации общения (коммуникативной обусловленности речи) |
Знакомство с орфоэпическими нормами (нормами верного произношения) |
Интонация. Речевой этикет. |
|
Уч. стр. 15 упр 22 |
||||||||||
6 |
Входной контрольный диктант |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
7 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
8
|
Текст. Общее представление о тексте и его особенностях.
|
1
|
Постановка и формулирование и решение проблемы.
|
Работа с текстом, составление плана текста. Запись. Упражнение в применении алгоритма работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова |
|
Умение планировать. Проверка безударных гласных в корне. Распределительный диктант. |
Р.т. стр. 92 упр. 162
|
||||||||||
9
|
Текст. Виды текстов. Списывание текстов различных типов. |
1
|
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Самопроверка и самостоятельное выставление оценки. |
Повторение правила переноса слов. Списывание и озаглавливание текста. |
Текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Толковый словарь. |
Умение переносить слова. Умение находить главную мысль в тексте.
|
Уч. стр. 20 наизусть, стр. 22 упр 30
|
||||||||||
10 |
Контрольный диктант по теме «Текст». |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
11 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
II. |
Раздел: «ЯЗЫК - ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ» |
||||||||||||||||
12-13 |
Повторение звуков и букв. |
2 |
Контроль и коррекция своих действий. |
Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах. |
Применение новых терминов в речи. |
Самопроверка. |
Знать характеристику звуков Р.т. стр. 15 упр 19 |
||||||||||
14 |
Повторение деления слов на слоги. |
1 |
Исследование. Сравнение звучания поэтического текста, вывод по результатам исследования. |
Упражнения в различии открытого и закрытого слога. |
Открытый слог. Закрытый слог. |
Умения выделять открытые и закрытые слоги. |
Уч. стр. 36 упр 49 |
||||||||||
15 |
Ударение. |
1 |
Работа со словарём |
Упражнения в постановке ударения в словах и словоформах. |
Орфоэпический словарь. |
|
Р.т.упр. 16 упр. 21 |
||||||||||
16 |
Собственные имена. |
1
|
Работа в группе. |
Коллективное составление заявления любого содержания. |
Заявление, Адресат, Адресант, Содержание. |
Контроль изученных орфограмм. Комментирование. |
Р. Т стр.. 21 упр 31, стр. 23 упр 34 |
||||||||||
17 |
Безударные гласные в корне слова. |
1 |
Фронтальная работа. Сотрудничество с учителем и со сверстниками на основе общения. |
Составления алгоритма проверки безударной гласной. |
Алгоритм |
Умение проверять безударные гласные в корне слова. |
Уч. стр. 44 упр 54 |
||||||||||
18 |
Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением. |
1 |
Самоконтроль выполнения, корректировка задания на основе рефлексии. |
Упражнения на отработку умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением, |
|
Обозначение на письме безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Самодиктант. Письмо по памяти. |
Р.т. стр. 26 упр 39, 47 |
||||||||||
19 |
Парные по звонкости-глухости согласные. |
1 |
Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы. |
|
Умение работать в группе. Комментированное письмо. |
Р.т. стр. |
||||||||||
20 |
Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными |
1 |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. |
Составление диктанта для второклассников. |
|
Умение составлять алгоритм деятельности и работать по нему. Самостоятельная работа. |
Р.т.стр. 36 упр 58 |
||||||||||
21 |
Непроизносимые согласные. |
1 |
Осознанное и произвольное речевых высказываний. |
Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.
|
|
Умение составлять ответов-рассуждений. Умение планировать. Самостоятельная работа. |
Р.т.стр. 38 упр 63 |
||||||||||
22 |
Непроизносимые согласные. |
1 |
Групповая работа. Достижение договорённости и согласования общего решения. |
Составление рассказа по рисунку и опорным словам.
|
Антоним. |
Умение работать в группе. Умение составлять рассказ по опорным словам.
|
Уч. стр. 48 упр 73 |
||||||||||
23 |
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
1 |
Подведение под понятия.
|
Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм. |
|
Умение проверять изученные орфограммы. |
Р. т. упр 70 |
||||||||||
24 |
Обучающее изложение. |
1 |
. |
Составление устных рассказов. Найти в тексте и объяснить сравнения, олицетворение. |
Антоним. Сравнение. |
Умение сравнивать разделительные знаки, озаглавливать и передавать содержание текста. |
|
||||||||||
25 |
Работа над ошибками. Удвоенные согласные. |
1 |
Развивать речь учащихся при составлении словосочетаний, предложений, устных рассказов по личным впечатлениям. |
Работа над правописанием слов с удвоенными согласными. |
|
Умение писать слова с удвоенными согласными. |
Р. т. стр 44 Упр 74 |
||||||||||
26 |
Буквосочета ния ЧК-ЧН, ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
|
1
|
Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением.
|
|
Умение находить слова с изученными орфограммами. Комментированное письмо. Умение работать самостоя тельно по алгоритму. |
Уч. Стр 55 упр 85 |
||||||||||
27 |
Работа с изученными орфограммами. |
1 |
Выполнение действий по алгоритму. |
Нахождение орфограмм в словах. |
|
Контроль изученных орфограмм. Комментированное письмо.
|
Р.т. стр. 47 упр 80 |
||||||||||
28 |
Контрольный диктант «Зимний вечер» |
1 |
Контроль. Коррекция. Оценка.. |
Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. |
|
|
|
||||||||||
29 |
Работа над ошибками. |
1 |
Самооценка на основе критерий успешности. |
Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
|
|
Умение находить слова с изученными орфограммами. Комментированное письмо. |
|
||||||||||
30
|
Что рассказало слово.Основ ные функции слова. |
1
|
Выдвижение гипотез и их обоснование.Учёт разных мнений. Расширение знаний детей об окружающем мире. Доказывать, что язык является главным средством общения. |
Знакомство детей с ролью жеста в общении людей. Определить основные функции слова. Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами |
Жесты. Фразеологизм. Опорные слова. Звукоподража тельные слова |
Умение знакомиться с людьми с помощью жестов,работать в группе, договаривать ся с собеседниками. Наблюдение за звуко писью и звуковыми повторами. |
Р. т. стр. 50 упр 82 Р.т. стр. 51 упр 84 |
||||||||||
31 |
Слово и его значение |
1 |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Закрепить знания учащихся об устройстве слова. |
Омонимы. Библия. Толковый словарь. |
Умение применять свои знания на практике. |
Р.т. стр. 51 упр. 85 |
||||||||||
32
|
Слово и его значение (продолжение)
|
1
|
Извлечение необходимой информации из текста. Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Познакомить учащихся с этимологией некоторых слов. Формировать интерес и внимательное отношение учеников к значению слова, его происхождению. |
Этимология. Этимологический анализ. Этимология топонимов
|
Умение показать знания этимологических слов. Умение выдвигать гипотезы и их обосновывать. |
Р.т. стр. 54 упр. 90 |
||||||||||
33 |
Синонимы. |
1 |
Работа в группе. Расширение знаний детей об окружающем мире. (игровые формы работы)
|
Углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке.
|
Синонимы. |
Умение распознавать синонимы. Игра «Кто больше?» |
Уч. стр. 74 упр. 116 |
||||||||||
34 |
Употребление синонимов в тексте.
|
1 |
Смыслообразование. Формирование представления детей о неоднозначности соответствия предмета и слова.
|
Расположение синонимов по степени возрастания признака. Составление предложений с фразеологизмами. |
Фразеологиз мы. Стилисти ческая направ ленность. |
Умение использовать синонимы на практике. Наблюдение. |
Уч. стр. 75 упр 120 |
||||||||||
35 |
Антонимы.
|
1 |
Поиск и отбор необходимой информации. Формировать представление учеников об использовании антонимов в речи. |
Нахождение антонимов в пословицах. Подбор антонимов к словам разных частей речи. |
Антонимы. Иллюстрация. Иллюстративный способ. |
Умение находить антонимы в пословицах. Умение толковать слова разными способами на примере объяснения значения антонимов Игра «Волшебное превращение» |
Р.т. стр. 59 упр. 101 |
||||||||||
36 |
Омонимы.
|
1 |
Групповая работа. Использование критериев для обоснования своего суждения. Показать роль омонимов в речи. |
Расширить знания учащихся об омонимах; обогащать словарь учеников новыми словами-омонимами. |
Омонимы. |
Умение использовать толковый словарь для определения значения слов-омонимов. |
Р.т. стр. 61 упр. 105 |
||||||||||
37 |
Многознач ные слова.
|
1 |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях |
Многозначные слова. Контекст. |
Умение определять различие между омонимами и многозначными словами. Самостоятельная работа. |
Р.т.стр. 62 упр 107 |
||||||||||
38 |
Контрольный диктант «Скучная картина» |
1 |
Контроль. Коррекция. Оценка.. |
Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. |
|
|
|
||||||||||
39 |
Работа над ошибками. |
1 |
Самооценка на основе критерий успешности. |
Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.
|
|
Умение находить слова с изученными орфограммами. Комментированное письмо. |
|
||||||||||
40-41 |
Словосочета ние |
2 |
Сравнение слова , словосочетания и предложения |
Составление словосочетаний по заданным моделям |
Словосочтение |
Умение находить словосочетания в предложении |
Уч. стр. 85 упр 137 Р.т.стр. 81 упр 145 |
||||||||||
42 |
Предложение |
1 |
Создание наглядно-образного представления о предложении
|
Деление текста на части. |
Слово Предложение Текст |
Умение определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова |
Уч. стр. 87 упр 142 Р. т. стр 84 упр 149 |
||||||||||
43 |
Главные члены предложения |
1 |
Извлечение необходимой информации из текста. |
Главные члены предложения и их нахождение в тексте |
Подлежащее Сказуемое |
Умение выделять главные и второстепенные Члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам |
Уч. стр. 88 знать,упр 147, р.т.стр. 86 упр 153 |
||||||||||
44-45
|
Предложения с однород ными членами
|
2 |
Диалог в паре |
Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения |
|
Умение обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами |
Уч. стр. 93 упр 155 Р. т. стр. 90 упр 158
|
||||||||||
46 |
Контрольный диктант «Снегирь» |
1 |
Контроль. Коррекция. Оценка.. |
Проверить умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. |
|
|
|
||||||||||
47 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
III. |
Раздел «СОСТАВ СЛОВА» |
||||||||||||||||
48 |
Состав слова Основа слова. |
1
|
Структурирование знаний. Создание наглядно-образного представления о составе слова. Диалог в паре. Анализ, синтез, обобщение, сравнение.
|
Актуализировать знания детей о частях слова; показать, что части слова - это реально употреб ляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привно сят в слово.Осмысление значения термина «основа слова».Выделение основы и окончания в словах. |
Морфема. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Основа слова.
|
Умение находить в слове различные морфемы: корень, приставку, суффикс, окончание. Умение выделять основу в словах. |
Р.т. стр. 63 упр 108 Уч. стр. 94 алгоритм |
||||||||||
49 |
Состав слова (продолжение)
|
1 |
Групповая работа. Достижение договорённости и согласование общего решения. |
Выделение окончаний у слов разных частей речи. |
Созвучие строк. Рифма. |
Умение выделять окончание в рифмующихся словах. |
Р.т. стр. 63 упр 110 |
||||||||||
50 |
Корень слова. Родственные слова. |
1
|
Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Развивать речь учащихся при пересказывании текста по плану. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова; закрепить представление детей о единообразном написании корня слова. Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов. |
Корень слова. Однокоренные слова.
|
Умение выделять корни, в которых имеется чередование согласных звуков. Умение выделять корень в именах собственных. Самодиктант. |
Уч. стр. 95 знать Уч. стр. 97 упр 163,р.т.стр. 65 упр 115 |
||||||||||
51 |
Корни в сложных словах. |
1 |
Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Работа над содержанием текста. |
Работа с безударными гласными в сложных слова, подбор проверочных слов; определение типа текста, озаглавливание. |
Сложные слова. |
Умение объяснить способ проверки сложных слов.
|
Р.т. стр 68 упр 119 |
||||||||||
52 |
Обучающее изложение. |
1 |
. |
Составление устных рассказов. Найти в тексте и объяснить сравнения, олицетворение. |
|
Умение находить в словах корень, озаглавливать и передавать содержание текста. |
|
||||||||||
53 |
Работа над ошибками Приставка.
|
1 |
Самостоятельное создание способов решения проблем. Самопроверка, отмечают свои ошибки и ставят себе оценки. Подведение под понятие. Выражать свое отношение к предмету речи, давать его характеристику. |
Систематизация знаний детей об изученных орфограммах. Определение степени усвоения изученных орфографических правил. Активизировать и расширить знания учащихся о приставке как части слова; научить детей определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах |
Приставка.
|
Умение верно выделить приставки в словах. |
Р.т.стр. 76 упр. 135 |
||||||||||
54 |
Приставка. Предлог.
|
1 |
Постановка и формулирование проблемы. |
Вспомнить различия в написании приставок и предлогов, способы различения приставок и предлогов |
Приставка. Предлог. |
Умение находить приставки в однокоренных словах. Умение различать написание приставок и предлогов. |
Р.т.стр. 77 упр 136 |
||||||||||
55 |
Суффикс. |
1 |
Подведение под понятие. |
Актуализировать и расширить знания детей о суффиксе как части слова |
Суффикс.
|
Умение определять значение суффикса в слове и сферу употребления слов. |
Уч. стр. 109 знать, р.т.стр. 74 упр 131 |
||||||||||
56 |
Уменьшительно-ласкатель ные суффиксы. |
1 |
Выполнение пробного учебного действия. |
Научить школьников определять значение суффикса в слове и сферу употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами. |
|
Умение распределять слова в зависимости от значения суффиксов. Наблюдение. |
Р.т. стр. 75 упр. 133 |
||||||||||
57 |
Окончание
|
1 |
Структурирование знаний. |
Определение различий в употреблении разделительных твердого и мягкого знаков. |
|
Умение правильно писать слова с орфограммой «Разделительный твердый знак». |
Р.т.стр. 64 упр 112, 113 |
||||||||||
58 |
Окончание (обобщение)
|
1 |
Учёт разных мнений , координирование и сотрудничество разных позиций. |
Обобщить знания детей о составе слова; формировать представление учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения) |
Основа. Окончание. Корень. Приставка. Суффикс. |
Совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма. |
Р.т.стр. 65 упр 114 |
||||||||||
59 |
Как образуются слова |
1 |
Использование знаково-символических средств. Совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма. |
Познакомить детей с основными способами образования слов с помощью приставок и суффиксов. |
Устаревшие суффиксы и приставки.
|
Умение разбирать слова по составу с помощью условных обозначений. |
Р.т.стр. 79 упр 142 |
||||||||||
60-61 |
Как образуются слова |
2 |
Подведение под понятие. Обогащать словарный запас учащихся новыми словами - названиями лица по профессии. Развитие языковой интуиции ребенка при объяснении значения необычных слов. |
Познакомить учеников с особенностями словообразования и правописания сложных слов. |
|
Умение образовывать группы родственных слов с объяснением способа образования каждого слова. |
Р.т. стр. 79 упр 143 |
||||||||||
62 |
Контрольный диктант по теме:«Состав слова» |
1 |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. |
Проверить уровень знаний учеников по изученной теме |
|
|
|
||||||||||
63 |
Работа над ошибками
|
1 |
Самостоятельное создание способов решения проблем. Самопроверка, отмечают свои ошибки и ставят себе оценки. |
Систематизация знаний детей об изученных орфограммах. Определение степени усвоения изученных орфографических правил. |
|
Проверочная работа. |
|
||||||||||
V |
Раздел «ЧАСТИ РЕЧИ» |
||||||||||||||||
64 |
Части речи
|
1 |
Создание образного представления о грамматической системе языка. Систематизация знаний детей о частях речи. |
Актуализировать знания детей о частях речи; создать представление учащихся о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений; формировать умение различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы; |
Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное.
|
Умение различать самостоятельные и служебные части речи.
|
Уч. стр. 122 знать, упр 221 |
||||||||||
65 |
Части речи (продолже ние)
|
1 |
Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
Показать детям роль слов разных частей речи в тексте; формировать умение дифференцировать слова одной части речи и однокоренные слова. |
|
Умение составлять предложения и рассказ по рисунку с использованием слов разных частей речи. |
Р. т. (2 часть) стр 5 упр 2 |
||||||||||
66 |
Части речи (продолжение)
|
1 |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Контроль, коррекция, оценка. |
Развивать речь учеников при составлении предложений с однокоренными словами, относящимися к разным частям речи; проверить уровень орфографической грамотности учащихся. |
|
Умение определять частеречную принадлежность слова. |
Р. т.(часть 2) стр. 7 упр 5 |
||||||||||
67-69 |
Имя существительное.Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
3 |
Познавательная инициатива. Работа в паре. Учёт мнения собеседника. |
Обогащать словарный запас учеников именами существительными со значениями «явление природы», «животное», «техническое средство». |
|
Умение определять частеречную принадлежность омонимичных словоформ. |
|
||||||||||
70 |
Сочинение-описание с использованием приема олицетворения. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
71-72 |
Работа над ошибками.Число имен существительных |
2 |
Установление причинно-следственной связи. Расширение знаний детей об окружающем мире. (игровые формы работы)
|
Обратить внимание на зависимость от формы числа имени существительного формы других слов в словосочетании и предложении; научить детей определять род имен существительных во множественном числе; познакомить учеников с именами существительными, не изменяющимися по числам. |
|
Умение составлять план текста. Игра «Измени картину».
|
Р. т (часть 2) стр. 28 упр 40 |
||||||||||
73 |
Род имен существительных
|
1 |
Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Актуализировать знания учащихся о роде имен существительных; научить детей определять род имен существительных; показать роль окончания в определении рода имени существительного. |
Окказиональные слова. |
Умение определять род имен существительных. |
Р.т. стр. (часть 2) 21 упр 28 Р. т. стр.22 упр 30 |
||||||||||
74-75 |
Род имен существительных (продолжение)
|
2 |
Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Развивать культуру речи учащихся при употреблении имен существительных, «проблемных» с точки зрения определения их рода; показать, что со временем род некоторых имен существительных в русском языке изменился. |
|
Умение верно согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с именами существительными разных родов |
р.т. (часть 2) стр. 23 упр 31 р.т. стр 24 упр 34 |
||||||||||
76-77 |
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода . |
2 |
Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных. Обязательное объяснение принятых решений.
|
Познакомить учеников с новой орфограммой - правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода; показать новую функцию мягкого знака - грамматическую. |
|
Умение разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него. |
Р.т.стр. 33 упр. 45 Р.т.стр. 35 упр 48 Р.т.стр. 36 упр 49 |
||||||||||
78 |
Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода» |
1 |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. |
Проверить уровень знаний учеников по изученной теме |
|
|
|
||||||||||
79 |
Обучающее изложение. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
80 |
Работа над ошибками в диктанте и изложении. |
1 |
Самостоятельное создание способов решения проблем. Самопроверка, отмечают свои ошибки и ставят себе оценки. |
Систематизация знаний детей об изученных орфограммах. Определение степени усвоения изученных орфографических правил. |
|
Проверочная работа. |
|
||||||||||
81-83 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение)
|
3 |
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа; показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам. |
Этимология. Склонение. Падеж. |
Умение находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. Умение определять падеж существительных. |
Уч. стр. 20 знать
Р. т. стр. 37 упр 51
Р.т. стр. 38 упр 54 |
||||||||||
84 |
Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж. |
1 |
Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Учить детей определять имена существительные в именительном падеже; показать роль имени существительного в именительном падеже в предложении.
|
Именительный падеж. |
Умение находить имена существительные именительного падежа в предложении. |
Уч. стр. 23 знать р.т.стр. 38 упр 55 |
||||||||||
85 |
Изменение имен существительных по падежам. Родитель ный падеж. |
1 |
|
Учить детей находить в предложении имена существительные в родительном падеже по вопросам; обратить внимание на предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. |
Родительный падеж. |
Умение верно употреблять окончания существительных в родительном падеже. Игра «Вернись назад». |
Уч. стр. 25 знать, р.т.стр. 41 упр 59 |
||||||||||
86 |
Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж. |
1 |
Работа в паре. Развивать речь и творческое мышление учащихся. |
Формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; познакомить детей со значением имен существительных в дательном падеже (значение адресата).
|
|
Умение находить имена существительные в дательном падеже. |
Уч. стр. 29 учить р.т.стр. 44 упр 64 |
||||||||||
87 |
Изменение имен существительных по падежам. Винитель ный падеж |
1 |
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Учить определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют; актуализировать знания учащихся о главных членах предложения. |
|
Умение различать имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже. |
Уч. стр. 31 знать, р.т. стр. 40 упр 58 |
||||||||||
88-89 |
Изменение имен существительных по падежам. Творитель ный падеж. |
2 |
Наблюдать за использованием сравнений в художественной речи. Работа в паре. Расширение знаний детей об окружающем мире. (игровые формы работы)
|
Учить детей определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам; обратить внимание на окончания имен существительных в творительном падеже. |
|
Умение определять творительный падеж имен существительных. Игра «Я творю!» |
Уч. стр. 33 учить, р.т.стр. 47 упр 68
Уч. стр. 35 упр 64 |
||||||||||
90 |
Изменение имен существительных по падежам. Предлож ный падеж.
|
1 |
Организовать пропедевтическое наблюдение за окончаниями имен существительных в предложном падеже.
|
Учить детей определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам; познакомить учащихся со значением имен существительных в предложном падеже (в простых случаях). |
|
Умение находить имена существительные в предложном падеже. |
Уч. стр. 36 знать, упр 67
Р.т.стр. 49 упр 72
Р.т.стр. 50 упр 74 |
||||||||||
91-93 |
Как разобрать имя существительное
|
3 |
Наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифмы. |
Систематизировать знания учащихся о роде, числе и падеже имени существительного; учить детей делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи; развивать речь учеников при пересказе текстов. |
|
|
Уч. стр. 42 знать алгоритм
Уч. стр. 45 упр. 80
|
||||||||||
94 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
95 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
96-98 |
Местоиме ние
|
3 |
Работа в паре. |
Познакомить учащихся с основной функцией местоимений - заменять другие слова в предложении; научить школьников видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.
|
Местоимение. |
Умение верно использовать местоимения в речи. |
Уч. стр. 47 знать, упр. 85 Р.т.стр. 56 упр 85 Р.т.стр. 57 упр 87 |
||||||||||
99-101 |
Глагол.
|
3 |
Противопоставить бытовое и грамматическое понимание значения слова действие. Проведение конкурса рассказчиков, красочно оформить свои короткие рассказы. |
Актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о значении глагола, познакомить их с группами глаголов по значению; показать роль глаголов в речи; познакомить школьников с этимологией термина «глагол»; обогащать речь детей глаголами разных семантических групп. |
Глагол. |
Умение использовать глаголы в речи. |
Уч. стр. 53 упр 93
Р.т.стр. 59 упр 90
Р.т.стр. 60 упр .92 |
||||||||||
102-104 |
Изменение глаголов по временам
|
3 |
Наблюдение за особенностями употребления глаголов. Работа в паре. Планирование учебного сотрудничества.
|
Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихся. |
Толковый словарь. Времена глагола. |
Умение определять время глагола по вопросу. Игра «Путешествие на машине времени». |
Уч. стр. 59 знать
|
||||||||||
105 |
Глаголы настоящего времени. |
1 |
|
Показать, как зависит возможность употребить глагол в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает; обратить внимание на новую орфограмму (без объяснения) - «Безударные гласные в окончаниях глаголов». Образование форм глагола в настоящем времени по образцу. |
|
Умение образовывать формы глаголов настоящего времени по образцу. |
Р.т. стр 63 упр 96 |
||||||||||
106-107 |
Глаголы прошедше го времени.
|
2 |
Работа в паре. Достижение договорённостей и согласование общего решения. |
Учить детей находить глагол в прошедшем времени по вопросу; познакомить учащихся с суффиксом глаголов в прошедшем времени; показать, как меняются глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; учить детей верно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
|
Умение определять время глагола по форме самого глагола. |
Р.т. стр. 74 упр. 118 |
||||||||||
108-109 |
Глаголы будуще го времени. |
2 |
Работа в паре. Достижение договорённостей и согласование общего решения. |
Учить детей находить глагол в будущем времени по вопросу. |
|
Умение определять время глагола по форме самого глагола. |
Р.т. стр. 74 упр. 118 |
||||||||||
110-112 |
Неопределенная форма глагола
|
3 |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Дать определение термина «неопределенная форма глагола»; познакомить учеников с суффиксами глаголов в неопределенной форме; учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложениях; познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме». |
Неопределённая форма глагола. |
Умение отличать глаголы в неопределенной форме от омонимичных имен существительных. |
Уч. стр. 73 упр 133
Р.т. стр. 78 упр 125
Р.т. стр. 79 упр 127 |
||||||||||
113 |
Закрепле ние. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
114-115 |
Изменение глаголов по числам
|
2 |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. |
Показать детям грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов; организовать пропедевтическое наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам. |
|
Умение изменять по числам глаголы разного времени с опорой на образец. |
Р.т. стр. 76 упр. 123
Р.т. стр. 77 упр 124
|
||||||||||
116 |
Сочинение. |
1 |
|
|
|
|
Упр.148 |
||||||||||
117-119 |
Работа над ошибками.Изменение по родам глаголов прошедшее го времени. |
3 |
Работа в паре. Планирование учебного сотрудничества |
Познакомить учащихся со значением рода. |
|
Умение определять род глаголов прошедшего времени |
Уч. стр. 82 знать Уч. стр. 83 упр 152 Уч. стр. 85 упр 155 |
||||||||||
120-121 |
НЕ с глаголами |
2 |
Работа в группе, в паре. Осознание ответственности за общее дело. Планирование учебного сотрудничества. |
Познакомить учащихся со значением частицы не и правилами ее написания с глаголами; развивать речь детей при изменении текстов; формировать представление учеников о нормах поведения в школе и дома. |
|
Умение исправлять содержание текста путем добавления частицы не там, где это необходимо. |
Р.т.стр. 80 упр 130
Р.т.стр. 81 упр 131 |
||||||||||
122-123 |
Разбор глагола как части речи
|
2 |
Выполнение действий по алгоритму. |
Систематизировать знания детей о времени, числе и роде глагола; учить школьников делать разбор глагола как части речи; закрепить орфографические навыки учащихся. |
|
Умение разбирать глагол как часть речи. |
Повторить тему «Глагол» уч. стр. 92, упр 169 Уч.стр. 96 «Проверь себя» |
||||||||||
124 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
|
Проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол» |
|
|
|
||||||||||
125 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
126-128 |
Имя прилагате льное как часть речи
|
3 |
Обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп. |
Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи. |
|
Умение образовывать имена прилага тельные от су щеествительных с помощью дан ных суффиксов. |
Р.т.стр. 82 упр 133
Уч. стр. 98 упр 175
Уч. стр. 100 упр 179 |
||||||||||
129-130 |
Изменение имен прилагате льных по родам и числам
|
2 |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Показать детям грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного; познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам и числам. |
|
Умение находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от существительного к прилагательному |
Уч. стр. 108 упр 193
|
||||||||||
131-132 |
Изменение имен прилагательных по родам и числам |
2 |
Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
Познакомить учеников с алгоритмом проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; обратить внимание детей на написание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода; развивать культуру речи учащихся при определении рода «проблемных» имен существительных и согласованных с ними прилагательных. |
|
Умение определять, какое окончание следует написать у имени прилагательного. Умение орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных. |
Уч. стр 111 упр 199
Р.т. стр. 85 упр 139 |
||||||||||
133-136 |
Изменение имён прилагате льных по родам числам и падежам |
4 |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Выполнение действий по алгоритму. |
Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по падежам. Закрепить навык определения числа, рода и падежа имени прилагательного |
|
|
Р.т.стр. 86 упр 140-143 Уч. стр. 117 упр 211 Уч. стр. 118 упр 213 Уч. стр. 119 упр 214.
|
||||||||||
137-139 |
Разбор имени прилагательного как части речи
|
3 |
Выполнение действий по алгоритму. |
Систематизировать полученные учащимися знания об имени прилагательном; учить детей разбирать имя прилагательное как часть речи; развивать речь учеников при изложении текста с грамматическим заданием. |
|
Умение разбирать имени прилагательного как части речи. |
Уч. стр. 120 знать алгоритм
Уч. стр. 121 упр 219 |
||||||||||
140 |
Обучающее изложение. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
141 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагате льное» |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
142 |
Работа над ошибками в диктанте и изложении. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
143-144 |
Повторение.Слово. Предложение. Текст. |
2 |
|
Закрепить навык работы со словом, предложением, текстом. |
|
Умение определять часть речи, вид текста |
|
||||||||||
145-147 |
Повторение изученных орфограмм
|
3 |
|
Закрепить навык написания изученных орфограмм |
|
Умение определять части речи, написание орфограмм |
Р.т.стр. 91 упр 150
Р.т.стр. 92 упр 152 |
||||||||||
148-157 |
Повторение Части речи
|
10 |
|
|
|
|
|
||||||||||
158 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
159 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
160-170 |
Резервные уроки. |
10 |
|
|
|
|
|
||||||||||