Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Друзья познаются в несчастье.

Главная Методическая копилка В помощь учителю Урок рефлексии. Технологический уровень реализации ТДМ.

Урок рефлексии. Технологический уровень реализации ТДМ.

E-mail Печать PDF

 

Урок рефлексии

Технологический уровень реализации ТДМ

 

Требования ТДМ

 

I   Мотивация к коррекционной деятельности

 

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

2) Сформулировать основную образовательную цель урока.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

 
 

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

 

1) Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)

2) Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.

3) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.

4) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).

5) Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.)

6) Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.

7) Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.

8) Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.

9) Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией учащимися в каждом задании используемого эталона (А1, А2, П1 и т.д.)

10)Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).

11)Организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью:

а) выявления места и причины затруднения;

б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

 
 
 

III Локализация затруднения

 

Организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

 

 

 

 

 

 

 

IV Коррекция выявленных затруднений

 

1) Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий.

2) На основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели.

3) Организовать реализацию согласованного плана действий:

Для учащихся, допустивших ошибки:

а) Организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки.

б) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).

в) Организовать самопроверку  заданий.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

4) Организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.

 
 

V Обобщение затруднений во внешней речи

 

1) Организовать обсуждение типовых затруднений.

2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

 
 

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Для учащихся, допустивших ошибки:

1) Организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1

(учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки).

2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.

3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.

 
 

VII  Включение в систему знаний и повторение

 

Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем.

 
 

VIII  Рефлексия деятельности на уроке

 

1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

2) Организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений.

3) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).

4) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности.

5) Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.

6) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 

 

 


Все эталоны для 1-6 классов представлены в методическом пособии Л.Г. Петерсон, Л.А. Грушевской, М.А. Кубышевой  «Построй свою математику». - М.:УМЦ «Школа 2000...», 2007.

 

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПКиППРО РФ