|
Учитель является для детей путевым огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов. В.А.Сухомлинский |
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к жизни в душе моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, благодаря моей первой учительнице Ивановой Татьяне Владимировне. Я всей душой полюбила этого замечательного педагога, и уже в 1 классе объявила: «Буду учителем начальных классов!» Эту мечту пронесла через все школьные годы. После 10 класса поступила в Кызылский Государственный педагогический институт на факультет начального обучения. Свой выбор считаю правильным и сейчас.
В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками и куклами. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и пойти работать в школу. И моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки».
Вот уже 26 лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно идя по пути педагогического поиска, понимаю, что нужно ещё многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать способности детей и т.д. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию.
Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость личности каждого из них. Через систему моей педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть толерантным, гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, то есть быть способным к саморазвитию.
А это значит - дать каждому ребёнку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя независимым, свободным, талантливым. Я считаю, что современные образовательные технологии, повышают интерес детей к учебе и зажигают в детях «огоньки», ведут к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.
Технология, которая, по моему мнению, помогает раскрыть способности каждого ученика, зажечь в детях те самые «огоньки», научить их учиться, называется Технология деятельностного метода (ТДМ), разработанная группой специалистов Центра СДП «Школа 2000...» под руководством Л.Г. Петерсон.
Узнав об этой технологии, я как учитель обрела новые крылья. Я поняла, что теперь будет интереснее ходить в школу не только моим ученикам, но и мне самой! Я с головой погрузилась в изучение и применение на практике ТДМ, при которой ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Поэтому каждый свой урок стараюсь превратить в увлекательное исследование. Мои ученики совершают свои маленькие, но такие важные открытия, ищут правильные ответы, учатся применять, использовать свои знания в школе и в жизни и, при этом, не боятся ошибаться. Они хорошо знают слова Джона Барлоу: «Если ты не заблудился, то какой из тебя исследователь». При этом они «горят» жаждой познания.
Английский писатель Ричард Олдингтон сказал: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки». И я, уча других, учусь сама, учусь правильно указывать те самые заветные дорожки. И теперь моя задача не объяснить, рассказать, показать наглядно и доступно на уроке всё, что необходимо узнать ребёнку, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Стараюсь так организовывать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумывались до решения проблемы урока (справились с коллизией) и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Технология деятельностного метода обучения предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Очень важно то, что Технология деятельностного метода:
v может применяться при изучении любого предмета;
v создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;
v обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий
v позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.
«Что же умеют ваши дети?» - спросите вы. Уже многое, несмотря на то, что это малыши - второклассники.
Мои ребята умеют определять и самостоятельно ставить цели урока, учатся формулировать задачи урока. Дети с успехом осваивают умение задавать вопросы и отвечать на них, анализируя информацию. С огромным удовольствием они работают в парах, группами, учатся осуществлять самоконтроль своей деятельности. Ведь как сказал основоположник научной педагогики в России К. Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося - единственное основание всякого плодотворного учения». Очень верю, что мои ученики - это те умные, самостоятельные, надежные патриоты России, которые так нужны нашей стране.
Считаю, что использование технологии деятельностного метода дает возможность учителю творить, искать, становиться, в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, эффективно формировать у учеников универсальные учебные действия.
Собственное педагогическое кредо хочется выразить словами поэтессы Марины Скребицкой:
Всего сильней огонь души,
Открыть в себе его спеши.
А если слабый огонек,
Гореть он, значит, ярче мог.
Не потеряй, раздуй его,
Что будет в сердце без него?
В тебе он есть, а значит, сил
Тебя МИР этот не лишил.
Я уверена, что без этого «огонька» в душе не может быть хорошего Учителя, такого, который, мастерски владея своим предметом, никогда не останавливается в духовном развитии - горит сам и зажигает других! Вот и я:
Беру пример с наставников своих,
От них свой Факел жизни, зажигая,
Горю сама, стремясь зажечь других,
Ученикам "огонь" передавая.
Я счастлива, когда я вижу в них
Неравнодушье, доброту и дружбу...
Я эстафету передам другим,
И рада, что кому-то это нужно!