Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Хорошее цветение - хорошая завязь.

Главная Для родителей Готовимся к научно-практической конференции. Рекомендации.

Готовимся к научно-практической конференции. Рекомендации.

E-mail Печать PDF

 

Рекомендации по написанию исследовательской работы.

 

Познавательный интерес и исследовательская активность.

Любознательность (познавательная потребность) - главный мотив  исследовательского поведения.  Эффективности образовательной деятельности в целом. В свою очередь, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционные выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую(информационную), развивающую и воспитательную. Благодаря  познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Исследовательский подход к обучению характеризует в первую очередь процессуальную (формы организации  и методы), а не содержательную сторону образовательной деятельности.

Разрабатывать содержание деятельности нужно прислушиваясь к интересам и потребностям  реального ребенка, учитывать его сегодняшние склонности и способности.

Как выбрать тему исследования?

Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она- то  и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит- найти проблему?

Как выявлять проблемы?

Древнегреческое слово” problema”  переводится как  «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем  способность ее решить.

Главная задача любого исследования - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там  где другим  все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те  предметы с разных точек зрения.

Вопросы и помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или астрономией поэзией или историей)?

3. Чем я чаще занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5.Что из изученного хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое,  чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, посоветуйтесь с родителями,

Поговорите с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно объединить  в три группы:

-фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

-экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

-теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и пр.

Цель исследования

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например. Вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема « как обычно ведет себя  ворона». А целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон.

Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить:

1) как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям?

2) каково ее поведение по отношению к людям?

3)как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление  хищника)?

4)как меняется поведение вороны в зависимости от времени года?

5)каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород?

 

Гипотеза исследования

 Гипотеза-это предположение, еще не доказанная логически и подтвержденная опытом догадка. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в  ложное предположение.

Запишите свою гипотезу. Если гипотез несколько, их нужно пронумеровать, поставив самую важную на первое место.

 

 

Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?»

Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем их выстроить по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследования:

ü    подумать самостоятельно;

ü    прочитать книги о том, что вы исследуете;

ü    познакомиться с кино-  и телефильмами;

ü    найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

ü    спросить у других людей;

ü    понаблюдать;

ü    провести эксперимент.

 

Подумать самостоятельно

v   Что я знаю об этом?

v    Какие суждения могу высказать по этому поводу?

v    Какие выводы и умозаключения я могу  сделать из того, что мне уже известно?

Запишите все эти выводы.

2.Прочитать книги о том, что вы исследуете

Начать нужно со справочников и энциклопедий. Если этого недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием нужной темы.

3.Познакомиться с кино- и телефильмами.

 Это настоящий  клад  для  исследователя. Не забудьте об этом источнике!

4.Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет.

5.Спросить у других людей.

6.Понаблюдать.

7.Провести эксперимент, то есть опыт. Это ведущий метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает ,что вы активно воздействуете на то .что исследуете.

Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.                             

Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом  людям. Причем все предложенные вами

мысли, новые идеи и информация должны быть
доказаны.

Для этого потребуется:

Ø       дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

Ø       классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

Ø       выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

Ø       ранжировать основные идеи исследования;

Ø       предложить сравнения и метафоры;

Ø       выработать суждения и умозаключения;

Ø       сделать выводы по результатам исследования;

Ø       указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

Ø       подготовить текст выступления;

Ø       приготовить тексты, макеты. схемы. чертежи и другие пособия;

Ø       подготовиться к ответам на вопросы

 

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании.

      1)Как научиться давать определения понятиям?

Описание.

Характеристика

Разъяснение посредством примера.

Сравнение.

Различение.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3.  Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры

6. Выработать суждения и умозаключения

7. Сделать  выводы по результатам исследования.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

9. Подготовить текст выступления он должен быть кратким, и его лучше составить по такой схеме:

1.   почему избрана эта тема;

2.   какой была цель исследования;

3.   какие ставились задачи;

4.   какие гипотезы проверялись;

5.   какие использовались методы и средства исследования;

6.   каким был план исследования;

7.   какие результаты были получены;

8.   какие выводы сделаны  по итогам исследования;

9.   что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запишите текст доклада.

 

Оформление работы

В работе должны быть:

1.     введение;

2.     основная часть;

3.     титульный лист;

4.     оглавление;

5.     заключение;

6.     список литературы и других источников

 

v Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

v В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от основной площади титульного листа сплошной чертой

v В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово  «тема» не пишется. Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, исследовательский проект по биологии.  

v Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя. Отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя,  отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество консультанта

v (при его наличии)

v В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»)

v После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки. работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

v Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться

v Иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.  Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». 3,с.65 .

v После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5).При формировании списка источника сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

v Объем  ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного листа, доклада - от одного до 5 страниц.

К тексту выполненному на компьютере предъявляются следующие требования:

ü размер шрифта14, Times New Roman, обычный;

ü интервал между строк – 1,5-2;

ü размер полей: левого -30мм, правого- 10мм, верхнего- 20мм, нижнего- 20мм (в сумме-40мм)

ü на странице должно умещаться 30 строк, а в строке- 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

ü текст печатается на одной стороне страницы.

ü сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

ü Все страницы нумеруются начиная с титульного листа цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

ü Каждый новый раздел надо начинать с новой страницы.

ü Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно  трем интервалам.

ü Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка  не ставят.

Обновлено 09.02.2014 18:13