Поиск и установление контактов с разными людьми - основа педагогической профессии.
Кибернетик Н.Винер
Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями учащихся. Краткие фразы: «умело выстаивает отношения с семьёй учащегося», «тесная связь с родителями» и т.д. - не дают ясной картины, не вооружают коллег доступными средствами, которыми достигается согласие в вопросах воспитания и развития личности обучающихся.
Сейчас, имея за спиной 17-летний педагогический опыт, могу утверждать, что будущих педагогов не учили труднейшему искусству общения с семьёй учащегося. Не было даже общего представления о том, сколько потребуется ума, терпения, такта, душевности - ведь речь идёт о ребёнке, не одном из многих, каким он является для учителя, а одном и единственном, каким этот ребёнок является для родителей.
Начиная работать в школе, я представляла себе большую часть родителей как законопослушных граждан, для которых авторитет учителя высок. Но категория «непростых» семей оказалась значительно шире.
Список нестандартных ситуаций может составить любой практикующий учитель. Как в такой ситуации поступить, как обойтись без нервотрёпки, а главное, как сделать так, чтобы ребёнок не почувствовал себя ущемлённым и не оказался «на линии фронта», где по одну сторону родитель, а по другую - учитель.
Исследование по определению факторов, которые влияют на отношение родителей учеников к учителю начальных классов московских школ, показало, что в родительских оценках учителей эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми стоят наравне (если не превалируют) с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означает, что учителю для установления контакта с родителями мало быть профессионалом - нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который «просто нравится»! Иначе многие усилия будут разбиваться о стену отчуждённости. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребёнка.
Работа педагога просто не возможна без общения. Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.
Общение классных руководителей и родителей имеет свои особенности. Их общение - шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родитель передают друг другу. Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни в школе, планомерно, обдуманно, другие дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.
Поэтому задача работы учителей: создать союз учителя, родителя, ребёнка. Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями - процесс сложный и многогранный. Здесь нет, и не может быть неучтённых мелочей. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное уважение, стремление к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные правила общения, которые я, как и многие педагоги нашего лицея взяли на вооружение.
Первое правило: умение войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнёра, используя слово и интонационную чуткость речи, взгляд, жест, улыбку.
Второе правило: проявление взаимного уважения и понимания ситуации.
Третье правило: понимание ситуации должно завершаться «развивающим» советом и готовностью родителя действовать самостоятельно.
Четвёртое правило: обе стороны благодарны за общение, т.е. учитель и родители исходят из установки на радушие, искренность и доброту отношений.
Пятое правило: придерживаться открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.
Шестое правило: умение говорить и слушать партнёра - проявление уважения к личности собеседника.
Седьмое правило: умение отражать мысли и чувства партнёра по общению.
Восьмое правило: ребёнок является главной целью общения. Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть ради ребёнка.
Бывает, что родители не всегда принимают учителя, когда считают, что учитель несправедлив к их детям, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за своего ребёнка, бессильно ненавидит школу и учителей. Ломать стену отчуждения непросто.
Как быть в подобных ситуациях?
Мы - классные руководители корректируем отношения родителей к школе, учителям. Стараемся понять причину, вникнуть в суть неприятия, опираясь на разум и чувства, а главное на заинтересованность в судьбе собственного ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо. Родители обязаны в это поверить! Поддержка, готовность помочь, доброе слово - это дождь в засуху.
По словам психотерапевта Владимира Леви, существуют черты «гениев общения», на которые следует ориентироваться и учителю. Познакомившись с ними, я стала использовать их и в своей работе.
1. Плюс интерес - огромное любопытство и колоссальная жадность к людям.
Проявляю искренний интерес к ученикам и их родителям.
2. Минус тревожность.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.
3. Плюс обратная связь.
Принимаю взгляд собеседника, как взгляд старого знакомого. Сопутствующие качества - тактичность и остроумие.
4. Плюс артистизм.
Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.
Стараюсь быть такой, какой хотят меня видеть мои родители.
5. Плюс-минус агрессивность.
Эта способность образует в людских отношениях подтекст силы и не менее привлекательна, чем обаяние.
6. Минус предвзятость.
Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо мнениям о человеке. Как говорится, доверяй, но проверяй.
7. Плюс предвидение. Плюс симпатия.
Излучение доброжелательности возвращается к нам отражённым текстом.
Учителю важно и необходимо тщательно организовать общение, избегая штампов в общении.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей. Мы вовлекаем родителей в учебно - воспитательный процесс и в управлении в школе.
Психолого - педагогическое просвещение родителей.
Это организация:
- родительских университетов;
- конференций;
- индивидуальных и тематических консультаций;
- родительских собраний;
- тренингов.
Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс осуществляем с помощью следующих форм деятельности:
- дней творчества детей и их родителей;
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально - технической базы школы и класса;
шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно - воспитательным процессом можно организовываем с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей класса в работе Совета Лицея;
- участие родителей класса в работе родительского комитета.
Работа с целым коллективом ведётся на родительских собраниях, где нет нотаций, и собрание не превращается в «Нюрнбергский процесс». А на собраниях провожу беседы, насыщенные рекомендациями и интересными подробностями из жизни школьника, важные факты, ускользающие от родительского внимания. Родителям всегда интересно знать о том, как ведёт себя ребёнок в неизвестной им ситуации. После собрания родители идут с памятками, тестами и могут ещё раз обсудить поднятую на собрании тему. Каждое родительское собрание помогает родителям осознавать значимость их взаимодействия со школой, необходимость личного, активного участия в работе.
Особо благодатную почву для неформального общения с родителями дают внеклассные мероприятия, на которых друг друга узнают родители, взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими.
В арсенале у педагогов есть ещё одна форма ежедневного общения учителя с родителями - это школьный дневник. Он - средство контактов учителя с семьёй, показатель успеваемости и роста сознательности школьника. Педагог должен стараться, чтобы к концу года он не стал позорным кондуитом. Для этого помимо контроля знаний, можно внести живую заинтересованность учителя в развитии и воспитании их ребёнка в виде благодарности за безупречный внешний вид школьника, за организованную экскурсию, за помощь в ремонте класса и т.д.
Каждый учитель ищет и находит эффективные способы взаимодействия с семьёй, и все они - ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения: ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления учащихся.
Многим из вас покажется, что всё, сказанное мной - прописные истины, с которыми каждый знаком. Но именно они составляют основу работы над содружеством семьи и школы каждого педагога, в частности и меня.