Елена Александровна Светлакова

Педагог-организатор ФГКОУ Кызылское президентское кадетское училище

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: За свою Отчизну не жаль и жизни.

Главная Методическая копилка Уроки Окружающий мир. На пути к единству.

Окружающий мир. На пути к единству.

E-mail Печать PDF

Тема: На пути к единству.

Цель:  сформировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества;

Задачи:

- познакомить с ролью патриарха Гермогена, Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков, с героическим поступком Ивана Сусанина и защитников Троице - Сергиева монастыря и рассказать о народе, объединившемся для защиты своей Родины;

-развивать у учащихся патриотизм и интерес к отечественной истории, гордость за свой народ и свою Родину;

-закреплять умение работать с текстом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о значимых событиях Смутного времени; обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; характеризовать обстановку в стране и лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны; будут отрабатывать умение работать с текстом.

Оборудование: видеоматериалы, карта, иллюстрации памятников Минину и Пожарскому, их портреты, изображения Гермогена, Ивана Сусанина, карточки и тесты для проверки знаний, плакат.

Ход урока:

1.  Организационный момент

-Вспомним алгоритм правильного понимания текста.

 Алгоритм правильного понимания текста:

1.     Читаю или слушаю.

2.     Выделяю ключевые слова.

3.     Фиксирую основные мысли текста.

4.     Проверяю своё понимание.

 

2.  Мотивация.

- Ребята, прочитайте поговорку "Когда мы едины - мы непобедимы".

- Как вы её понимаете?

- Может ли она быть нашим девизом нашего урока?

- Сейчас мы с вами отправимся в  путешествие по «Реке времени». Продолжим знакомство с историей нашего государства, и надеюсь, что наше единство нам поможет в пути.

 3. Актуализация знаний.

- Вспомним, что мы уже знаем из истории России. Для этого группа ребят выполняет тест. Остальные отвечают на мои вопросы.

 

Вопрос

Ответ

Народное собрание в Новгороде называлось…

 

День памяти князя Владимира, День Крещения Руси

 

Наследница Киевской Руси - 

 

Книга законов, общих для всей Руси?

 

Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

 

Как называется главная книга христиан?

 

Создатели славянской грамоты

 

В каком году Москва стала духовным центром Руси?

 

Когда вышла в свет первая печатная книга?

 

Русский мореход, исследователь Сибири, торговец пушниной?

 

Фронтальная работа:

- Назовите важные события России начиная от Рождества Христова, соотнесите их с датой:

862 г. - призвание скандинавского князя Рюрика в Новгород, чтобы судить и управлять «по правде»;

882 г. – объединение новгородских и киевских земель в Древнерусское государство - Киевскую Русь (Олег Вещий захватил Киев);

988 г – Крещение Руси (Владимир Красное Солнышко расширял и укреплял государство);

1147 г – первое упоминание о Москве. (Юрий Долгорукий - сын Владимира Мономаха, основатель Москвы);

1242 г. – Ледовое побоище на Чудском озере с немецкими рыцарями. (Александр Невский – русский полководец);

1380 г. Куликовская битва (Дмитрий Донской.Народ понял: чтобы победить, нужно объединяться.)

1480 г – окончание ордынского владычества над Русью (Иван III – государь всея Руси.);

1547 г (16 янв) – венчание на царство Ивана Грозного – первого русского царя;

4. ОНЗ

- После смерти  Ивана Грозного на Руси начался тяжёлый период.

- Прочитайте текст на зелёных листах и выделите основные признаки этого времени (имена существительные), работая в парах:

После смерти Ивана Грозного на престол встал его средний сын Фёдор Иванович. Но правил он не долго, и государственными делами в силу болезни практически не занимался.

С его кончиной в 1598 г закончилась династия Рюриковичей. При загадочных обстоятельствах в Угличе погиб его сводный младший брат царевич Дмитрий. Прямых на­следников престола не оказалось. Началось время безвластия. В Московском царстве началась жестокая борьба за власть. Она ввергла страну в бесконечную чехарду смены царей, междоусобных войн. В стране царил беспорядок, раздор.

Три года подряд на Руси были неурожайными. В стране начался голод.
Следом по Руси поползла страшная болезнь – чума. Страшнее той болезни были на Руси ненависть между людьми, обман, воровство и грабежи. Крестьяне и горожане взбунтовались против власти. На ослабленную Русь началось нашествие польских захватчиков.

- Назовите ключевые слова этого текста.

 

безвластие

голод

чума

разруха

междоусобицы

Нашествие захватчиков

- Откройте учебники (страница 40, абзац 2) и найдите название этого периода. Смутное время.

Смутным называли время на Руси в конце XVI и начале XVII в.

(Отметить на «Реке времени» этот период)

 - События того времени и государственный праздник, который мы отмечаем всей страной осенью (4 ноября), связаны.

Проблема: -Что это за праздник? (День народного Единства)

Назовите события и людей того времени, с которыми «связан» «День народного единства»?

Цель нашего урока: Узнать что это за праздник. С какими событиями и людьми того времени он «связан».

Тему урока мы уточним позже.

- Как мы будем открывать наши знания?

(Будем работать с информацией. Постараемся её правильно понять и сделаем вывод.)

 - Обратимся к началу этих событий.

 В Смутное время страна стала легкой добычей для врагов. Русская земля на северо-западе и западе была занята поляками. Главные пограничные крепости Смоленск и Великий Новгород были за­хвачены. Даже в столице был польский гарнизон. России угрожа­ла потеря независимости.

В Западной Европе считали, что Россия не сможет подняться и не обретет былого могущества. Однако смертельная опасность объединила все патриотические силы страны.

1.Гермоген.

- Вы видите главу русской церкви в Смутное время патриарха Гермогена.

Послушайте о нём и его заслугах (Просмотр слайда и прослушивание текста до слов «…и вот собралось народное ополчение…»)

- В чем заключается подвиг Гермогена?  Как его слово повлияло на единение народов Руси против захватчиков?

(В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту России. Отказался выполнить просьбу поляков и не подписал грамоту на царствование польского королевича.

Призыв Гермогена был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.)

- Как вы понимаете слово «ополчение»?

- Найдем его значение в толковом словаре.

(Войско, собираемое в помощь регулярной армии путем добровольного привле­чения широких народных масс.)

- На защиту страны встали не только царские войска, но и простой народ.

2. Ополчения

Призыв Гермогена был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

Собралось первое ополчение, но вскоре оно распалось. Не было ЕДИНСТВА среди его руководителей.

- Давайте посмотрим, что было дальше. (Фиксируем ключевые слова и важные моменты)

(Фильм о Минине и Пожарском – 4:20)

- Вы посмотрели фильм. Какие ключевые слова вы для себя выделили и какие основные  мысли зафиксировали?

- Когда собралось 2 ополчение? (1611 г.)

- Чем закончилось 2 ополчение? (С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Вскоре вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так русский народ спас страну от врага.)

- Какова заслуга Минина и Пожарского? (Они оба были руководителями 2 ополчения. Кузьма Минин не только призывал других отдавать свое имущество для сбора ополчения, но и первым показал пример. Он принес на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду. Даже крестики снимали с себя. Пожарский был опытным, мужественным, честным, надежным, преданным своему народу, Родине).

3. Иван Сусанин.

Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной па­мяти имена участников народно-освободительной борьбы. Большую поддержку в борьбе с захватчиками  оказывали простые люди.

Одним из ярких тому примеров героический образ крестьянина Ивана Сусанина, который воплотил в себе черты многих героев, имена которых остались неизвестны.

(Рассказ ученицы Чупиной Лизы об Иване Сусанине)

4.Троице-Сергиев монастырь.

Стоит отметить и подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря. Его защитники 16 месяцев держали осаду, загородив собой путь к столице. К концу осады защитников осталось не более двухсот, но они не сдались.

- Какую цель мы ставили перед собой?

(Узнать, что это за праздник и с какими событиями и людьми того времени он «связан».

- Кто-нибудь догадался, о каком празднике идёт речь? (День народного Единства). Когда мы его празднуем?

- С каким важным событием в России он связан? (Изгнание русским ополчением под руководством Минина и Пожарского поляков из Москвы, а затем и из страны.)

- Как вы думаете, почему народ одержал победу над польскими захватчиками в Смутное время? (Благодаря объединению и сплочению всего народа).

Народ победил, потому что был ЕДИН!

- Назовите героев того времени.
К чему вёл путь, пройденный народом в то время? (К процветанию, единству)

Давайте назовём тему урока: «На пути к единству».

5. Физкультминутка под музыку «Моя Россия – моя страна»

6. Самостоятельная работа (Работа по карточкам.)

Соедините человека с его ролью в освобождении нашей страны  во вре­мена Смуты.

Деятель

Роль в истории

Козьма

Минин

 

 

·        Сделал первый взнос на создание войска, призвал сограждан «не жалеть добра» на защиту Отечества.

Дмитрий Пожарский

 

 

·        Б. Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича и завещал отдать престол Михаилу Романову.

Патриарх Гермоген

 

 

·        Встал во главе войск народного ополчения.

Иван

Сусанин

 

·        Отказался показать полякам местонахождение юного Михаила Романова, будущего царя

 













(После выполнения задания проводится самопроверка по образцу.)

7. Закрепление изученного материала.

- Как называется время конца 16 начала 17 веков? (Смутное)

- Какие беды обрушились на Русь? (Голод, разруха, безвластие, междуусобицы, интервенция.)

- Кто захватил русские города? (Поляки, шведы.)

- Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Козьма Минин.)

- Что создали русские люди  для борьбы с врагами? (Народное ополчение.)

- Где брали средства для вооружения? (Русские люди отдавали, что могли. Первым сделал взнос Козьма Минин.)

- Кого пригласили возглавить народное ополчение? (Во главе войска встал князь Дмитрий Пожарский.)

- Когда народное ополчение двинулось к Москве? (Это было в 1612 г.)

- Чем закончился бой? (После тяжёлых боёв Москва была освобождена от захватчиков)

8. Подведение итогов урока

-  Итак,  мы подошли к концу урока. Давайте подведем итоги.

Русский народ отблагодарил своих патриотов. Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.  «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» - эти слова начертаны на постаменте памятника. (Его уменьшенная копия есть и в Нижнем Новгороде.)

- За что же благодарна Россия этим людям?

Домашнее задание:

·        Учебник: стр.40-43. (Повторить изученный материал и расширить знания);

·        Подобрать пословицы и поговорки разных народов России о дружбе и единстве;

·        По желанию: приготовить сообщение о важных событиях, людях и т.д. того времени.

9. Рефлексия

- Полезен ли вам был этот урок? Что удивило или поразило? Появилось ли желание узнать об этом времени больше?

-Все, кто понял материал урока, поднимите над головой листы, лежащие у вас на столах (триколор). Какой символ государства у нас получился!

Заключительное слово.

   ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

4 ноября - День единства мы празднуем с тобой!

- Мы должны помнить подвиг наших предков, следовать их курсом ЕДИНЕНИЯ! Ведь мы с вами наследники России.

Весь класс исполняет песню «Наследники России»

Приложение:

Деятель

Роль в истории

Козьма

Минин         

 

 

·        Сделал первый взнос на создание войска, призвал сограждан «не жалеть добра» на защиту Отечества.

Дмитрий   Пожарский 

 

 

·        Б. Отказался подписать грамоту на царствование польского королевича и завещал отдать престол Михаилу Романову.

Патриарх

Гермоген

 

 

·        Встал во главе войск народного ополчения.

Иван

Сусанин    

 

·        Отказался показать полякам местонахождение юного Михаила Романова, будущего царя

 









Вопрос

Ответ

Народное собрание в Новгороде называлось…

вече

День памяти князя Владимира, День Крещения Руси

28 июля (с 2010 года)

Наследница Киевской Руси - 

Владимиро-Суздальская Русь

Книга законов, общих для всей Руси?

Судебник

Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

Иван Фёдоров

Как называется главная книга христиан?

Евангелие

Создатели славянской грамоты

Братья Кирилл и Мефодий

В каком году Москва стала духовным центром Руси?

В 1326 г была перенесена резиденция главы церкви митрополита Петра из Владимира в Москву

Когда вышла в свет первая печатная книга?

1 марта 1564 года

Русский мореход, исследователь Сибири, торговец пушниной?

Семён Дежнёв

 

                              










После смерти Ивана Грозного на престол встал его средний сын Фёдор Иванович. Но правил он не долго, и государственными делами в силу болезни практически не занимался.

С его кончиной в 1598 г закончилась династия Рюриковичей. При загадочных обстоятельствах в Угличе погиб его сводный младший брат царевич Дмитрий. Прямых на­следников престола не оказалось. Началось время безвластия. В Московском царстве началась жестокая борьба за власть. Она ввергла страну в бесконечную чехарду смены царей, междоусобных войн. В стране царил беспорядок, раздор.

Три года подряд на Руси были неурожайными. В стране начался голод.
Следом по Руси поползла страшная болезнь – чума. Страшнее той болезни были на Руси ненависть между людьми, обман, воровство и грабежи. Крестьяне и горожане взбунтовались против власти. На ослабленную Русь началось нашествие польских захватчиков.

 

Вложения:
Скачать файл (1.jpg)1.jpg[ ]32 Kb
Скачать файл (Germogen.jpg)Germogen.jpg[ ]36 Kb
Скачать файл (Minin.jpg)Minin.jpg[ ]18 Kb
Скачать файл (Poscharskij.jpg)Poscharskij.jpg[ ]8 Kb
Скачать файл (Susanin.jpg)Susanin.jpg[ ]32 Kb
Обновлено 29.10.2015 20:33