Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Весна красна цветами, а осень - снопами.

Главная Методическая копилка В помощь учителю Опыт применения современных технологий в содержании образования при обучении и воспитании учащихся

Опыт применения современных технологий в содержании образования при обучении и воспитании учащихся

E-mail Печать PDF

Опыт применения современных технологий

в содержании образования при обучении и воспитании учащихся начальных классов
МАОУ «Лицей № 15

имени Героя Советского Союза Н.Н. Макаренко города Кызыла Республики Тыва»

Светлаковой Елены Александровны.

 

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Это значит, что основной задачей учебного процесса становится: формирование каждой личности и её деятельностных способностей. Именно эта главная задача, которая должна решаться и решается в учебных учреждениях.

Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе на новые стандарты не получится работать по-старому. ФГОС требует новых подходов, новых педагогических инструментов.

Цель работы: систематизация и обобщение накопленного опыта  при работе, направленной на достижение положительных результатов, применяя современные технологии.

Объектом обобщения опыта является система моей работы по формированию личности ученика. Предметом обобщения опыта является использование современных  технологий.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого педагога.

В своей работе я пользуюсь современными  технологиями, которые направлены на формирование личности ученика, его способности к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении и воспитании,  которые включают в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренируют коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию и достижению серьёзных целей.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой  индивидуальности.

Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт. 

Компоненты личностно-ориентированного подхода:

Личностно-ориентированный  подход

Основные понятия

Принципы

Методы

- Индивидуальность

- Личность

- Самоактуализация

личности

- Самовыражение

- Субъект

- Субъектность

- Я-концепция

- Выбор

- Педагогическая

поддержка

- Самоактуализация

- Индивидуальность

- Субъектность

- Выбор

- Творчество

- Успех

- Доверие

- Поддержка

 

 

- Диалог

- Игровые

- Рефлексивные

- Педагогическая поддержка

- Диагностика

- Создание ситуации выбора и успеха

-

 

 

Наличие представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

Эта технология нужна независимо от ФГОС, законов. Она ориентирована на самого ребёнка, который всегда остаётся в центре внимания учителя, в центре образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход создаёт среду, некие условия, которые способствуют достижению целей по реализации ФГОС.

 Технология деятельностного метода – средство достижения всех результатов ФГОС.

 Системно-деятельностный подход так же нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения при этом подходе то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.

 

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.

Деятельностный подход – это позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путём простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности (метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности).

ТДМ – педагогический инструмент, который позволяет учителю включать детей в самостоятельную учебную деятельность (система работы). Говоря иначе, Технология деятельностного метода –  механизм реализации системно – деятельностного подхода.

Сегодня наибольшее распространение получила Технология деятельностного метода (ТДМ), разработанная группой специалистов Центра СДП «Школа 2000…» под руководством Л.Г. Петерсон.

Принципиальным отличием Технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Это новая технология обучения, которая помогает достигать всех результатов ФГОС (предметные, метапредметные и личностные). Технология, помогающая учителю и ученикам освоить содержание.      

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности;

2) Принцип непрерывности;

3) Принцип целостности;

4) Принцип минимакса;

5) Принцип психологической комфортности;

6) Принцип вариативности;

7) Принцип творчества.

Исходя из методологических законов формирования целостного представления о мире, в дидактической системе «Школа 2000...» уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены на четыре группы:

1.          уроки «открытия» нового знания;

2.          уроки рефлексии;

3.          уроки общеметодологической направленности;

4.          уроки развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Особенно важно знать какие универсальные учебные действия урок должен формировать, а также требования к уроку в ТДМ. Ведь новая задача, стоящая перед современным учителем, как раз и состоит в том, чтобы системно работать над формированием УУД.

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока: личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Формирование УУД проходит через следующие этапы (4 шага):

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению, физкультуре и т.д. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель. Это принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе послед­них научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), изложенный Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ в предлагаемом  надпредметном курсе «Мир деятельности». Концептуальная идея формирования у учащихся УУД состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Правильно выстраивать уроки в ТДМ, на которых происходит, первичный опыт УУД, тренинг, самоконтроль, коррекция УУД, помогают эталоны по формированию УУД, разработанные ЦСДП «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ. (Приложение 1)

 

А освоение знаний об общем способе выполнения этого УУД, то есть о том, как это УУД и контроль осуществляется во время занятий надпредметного курса «Мир деятельности» (МиД).

Диагностика, проводимая в классе в начале и в конце года, говорит о хороших результатах работы по формированию УУД у учащихся. (Приложение 2)

Преимущества Технологии деятельностного метода.

 В чём же преимущества Технологии деятельностного метода?

 

 ТДМ результативна. Она обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся. Кроме того, способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации. Кроме этого, ТДМ формирует у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть толерантным, гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, то есть быть способным к саморазвитию.

А это значит − дать каждому ребёнку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя независимым, свободным, талантливым. Я считаю, что ТДМ повышает интерес детей к учебе, помогает раскрыть способности каждого ученика, ведёт к успеху сначала в школе, а потом - в жизни,  учит их учиться.

Это позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

Преимущества технологии деятельностного метода заключаются ещё и в том, что она имеет теоретически обоснованный выход за пределы определенного учебно-методического комплекта, что является еще одним важным ее преимуществом и позволяет расширить границы образовательного пространства и систематизировать работу педагогов в условиях вариативности образования.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:

Ø более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,

Ø возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,

Ø существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучаемых,

Ø  возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, 

Ø значительно сокращается время обучения,

Ø наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Проблемы и основные риски.

При работе в ТДМ можно выделить следующие проблемы и риски:

1.   Отсутствие мотивации у педагогов;
2.   Неподготовленность учителя;
o   Не получается построить урок в ТДМ.
o   Построили урок в ТДМ, а в 1-2 классе он не идет.
3.   Использование некорректной литературы.
4.   Недостаточное методическое сопровождение.
5.   Завышенные ожидания родителей.
 1.   Отсутствие мотивации у педагогов.

Учитель, работающий в ТДМ в первую очередь должен САМ обладать тремя самыми очень важными качествами: готовностью к самоизменению,  саморазвитию и самообучению.

Без заинтересованности и единения коллег в стремлении выполнить ту или иную задачу, без понимания её значимости и положительного настроя дело вперёд не сдвинется. Учитель, как и ученик, не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. Положительная мотивация выражается формулой: «Понимаю и хочу».

Одной из главных причин отрицательного отношения к новому, является то, что им непонятно, как это новое помогает разрешить реальные проблемы практики, с которыми они ежедневно сталкиваются в своей работе.

         Мотивацией на уровне: «Понимаю и хочу» обладает учитель – «стажёр». К сожалению, только знание и желание не помогают активному продвижению вперёд. Для продвижения вперёд нужна практика для педагога. Учитель – «практик» обладает мотивацией «Знаю и могу». У учителя – «практика» в ходе успешной реализации полученных знаний и умений по дидактической системе деятельностного метода происходит развитие внутреннего мотива освоения деятельностного метода до уровня «Могу». А это уже учитель – «технолог».

2. Неподготовленность учителя.

В чём выражается неподготовленность учителя? Недопонимание или незнание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода. Учителя считают, что работают в ТДМ, а на самом деле - в Технологии проблемного изложения материала. А это, как вы понимаете, не одно и то же.

Нужна качественная подготовка педагогических кадров для работы в ТДМ.  Где её можно получить? Для этого лучше пройти курсовую подготовку непосредственно у разработчиков новой дидактической системы деятельностного метода.

Объясню почему: я 8 лет учила математике детей по учебникам, разработанным  под руководством Л.Г. Петерсон, читала всю необходимую литературу, пользовалась рекомендациями разработчиков программы.  Мне казалось, что всё, что я делаю и как учу, правильно. Тем более,  что результат обучения по предмету был достаточно высоким. Когда мне удалось побывать на курсах по СДП в обучении, где с нами проводили занятия методисты из Центра СДП «Школа 2000…», то я поняла, что учила не так. Что результаты моей работы были бы намного выше, если бы я работала в ТДМ правильно! 

Было бы замечательно, если в нашем педагогическом институте преподаватели освоили ТДМ и  обучали в данной технологии будущих молодых специалистов. Это, на мой взгляд, решило бы одну важную проблему. В  школы приходят молодые специалисты,  совершенно ничего не знающие о ТДМ. Им приходится перестраиваться, переучиваться, изучать методику преподавания предметов, но уже в ТДМ. Если бы ВУЗы и педагогические колледжи сразу учили студентов работать в Технологии деятельностного метода, это облегчило работу молодых специалистов и их школьных наставников.

Из-за неподготовленности учителя вытекает ряд других проблем, когда нарушаются дидактические принципы минимакса и психологической комфортности.

 Принцип минимакса заключается в том, чтобы предложить ученику возможность освоения содержания образования на высоком уровне (уровне максимума, определяемого зоной ближайшего развития детей) и при этом создать психологически комфортную среду («Ничему меня не научит то, что тычет, талдычет, жучит…»). И тогда каждый ребенок сможет достичь своего возможного максимума, который превысит социально безопасный минимум,  он вырастет созидателем. И в этом ему должны помочь, в первую очередь, учителя и затем родители.     Все дети разные, а значит, в учебнике должен быть предложен весь спектр заданий, которые станут «точкой роста» для учеников разного уровня подготовки. Но беда, если учитель скажет: «Все обязаны выполнить всё, а кто не справится − …».

         Если человека заставить поднять непосильный груз, он надорвется, но и без нагрузок он будет слаб. Поэтому нужно найти «меру трудности» для каждого ученика. Не следует ожидать, что каждый выполнит все задания из учебника, у ученика должен быть выбор, например: «Реши одно из этих четырех заданий по своему выбору». Лучше всего он сделает это сам, когда стремится преодолеть высокую планку. Задача взрослых − вдохновить, вселить в ребенка веру в успех, заметить и поддержать любое, пусть даже самое маленькое, его движение вперед, считать неудачную попытку «рабочей ситуацией», эмоционально поддержать успех.

Бывают проблемы у учителей, прошедших курсы:

·         Не получается построить урок в ТДМ. Это происходит потому, что учителя в большинстве своем не только не имеют опыта такого преподавания, но и сами никогда так не учились. Поэтому первое, что нужно сейчас учителю, чтобы выполнить свою миссию – это приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс.

  • Построили урок в ТДМ, а на 1-2 классе он не «идёт». Проблема в сложности информации для учащихся! Надо пошагово вводить все этапы урока, чтобы дети осознанно подходили к каждому этапу урока!

3. Использование некорректной литературы.

Нередко можно встретить педагогические разработки, которые содержат грубые ошибки, противоречат основополагающим идеям ТДМ! Нужно осторожно и избирательно относиться ко всему, что предлагают педагогу различные издательства. Лучше приобретать литературу, рекомендованную Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...».

4.   Недостаточное методическое сопровождение.

5.   Завышенные ожидания родителей.

Иногда родителям не терпится увидеть результаты обучения  ребенка  по развивающей программе, и если результаты не совпадают с их ожиданиями, наступает разочарование. Приходится объяснять родителям, что мы - педагоги  хотим, чтобы наши дети освоили максимум. Но они такие, какие есть – со своими возможностями и способностями. Нужно быть терпеливыми, доброжелательными к своим детям, тогда вместе вы обязательно добьетесь успеха. Но это возможно только при условии доброжелательной атмосферы, взаимопонимания, доверия, психологической комфортности.

«Если вам не терпится увидеть результаты своих трудов, это все равно, что есть незрелый плод» - говорю я им.

 

 Большую значимость в современном образовании имеет внедрение ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ни одну современную школу. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности чителю в процессе обучения и воспитания школьников.

Начальная школа должна    подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний,  умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в среднем звене. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от учеников умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе:

— усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся;

— позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность и привлечение большого количества дидактического материала;

— повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);

— расширяют возможность самостоятельной деятельности, формируют  навыки подлинно исследовательской деятельности;

— обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А всё вместе способствует повышению качества образования.

В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, кроссвордов.

При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране — комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Очень часто дети сами пытаются извлечь из увиденного и услышанного новые знания.

Программа Microsoft PowerPoint очень проста в работе, по одному щелчку мыши появляются задания с анимациями, музыкой или видео, появляются ответы примеров, пропущенные знаки, числа и т.д. Яркое оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока всеми детьми.

Использование ИКТ на уроках способствует:

·        повышению качества знаний по предмету;

·        продвижению ребёнка в общем развитии;

·        помощи в преодолении трудностей;

·        улучшению  эмоционального состояния ребёнка;

·        повышению учебной мотивации;

·        ведению обучения в зоне ближайшего развития;

·        созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе;

·        способствует более глубокому усвоению трудных тем.

На личном опыте я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, активизируется учебный процесс, развивается логическое и критическое мышление, воображение, зрительное внимание, самостоятельность. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. У детей легче формируются все виды УДД. Процесс становится интересным, разнообразным и творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер сплотил учителя, учеников, родителей и их усилия для достижения образовательной и воспитательной целей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его только как игрушку. Родители учащихся стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании материалов о жизни класса, презентаций по различной тематике. Имеют возможность дополнительного общения с учителем через сайт общеобразовательного учреждения или через персональный сайт учителя. Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне успешно решать учебные и воспитательные задачи.

В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 15 имени Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко» особое внимание обращается на ИКТ, технологиям личностно-ориентированного и  системно-деятельностного подхода в обучении, которые в корне поменяли организацию учебного процесса.

В связи с введением ФГОС начального образования и основного образования педагоги лицея изучают технологию системно-деятельностного подхода, на которой строится Федеральный государственный образовательный стандарт, успешно используют Технологию ЛОП и ИКТ. Педагоги на занятиях создают среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед, и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы.

Если работу по освоению и применению ТДМ разбить на этапы, то можно сказать. Что первый этап освоения ТДМ пройден. Я знаю сущность ТДМ, принципы, типы и структуру уроков ТДМ. Активно применяю её на всех уроках. Мои ученики умеют определять и самостоятельно ставить цели урока, учатся формулировать тему урока. Дети с успехом осваивают умение задавать вопросы и отвечать на них, анализируя информацию. С огромным удовольствием они работают в парах, группами, учатся осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Пройден и второй этап – выявлены мной проблемы и риски при проведении уроков в ТДМ. Осваиваю третий этап – этап по устранению тех самых проблем: веду работу по совершенствованию мастерства в работе по ТДМ, разрабатываю сценарии уроков в ТДМ, делюсь разработками через персональный сайт, оказываю методическую помощь коллегам в лицее, городе и республике. Работу по формированию УУД учащихся буду продолжать и дальше. Согласно программе «Мир деятельности» к концу четвёртого класса у учащихся будет сформирован весь необходимый набор УУД. Надеюсь, что эта работа будет продолжена и в среднем звене. 

 В заключении хочется сказать, что все три технологии, активно применяемые мной в работе, нужны для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, а также для повышения учительского мастерства. Каждая из них имеет свою цель и свою ценность.

Пусть не всё получается быстро и легко. Но как сказал Вольтер: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Каждый педагог понимает, что для успешной реализации ФГОС второго поколения ему необходимо только устранить проблемы и трудности, связанные с освоением и реализацией СДП в обучении, используя в своей работе современные технологии.

 

1. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…», Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, Академия ПК и ППРО РФ, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», Москва, 2008 г.

2.   http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

3.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.

4.    Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.

5.   Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. М., 2010.

6.   Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

7.   А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.

8.   Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.

9.   Л.Г. Петерсон. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.

«Школа 2000...». Сборники статей. Вып.3−6. − М., 2002–2006 гг.