Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Ученье - свет, а неученье - тьма.

Главная Методическая копилка Уроки Урок чтения. Взаимоотношения в семье героев произведения А.Гайдара "Чук и Гек".

Урок чтения. Взаимоотношения в семье героев произведения А.Гайдара "Чук и Гек".

E-mail Печать PDF

 

Цели:

Обучающие:

1. Обучать учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье;

2. Формировать у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составление характеристики героев;

3. Закреплять понятий «проза», «рассказ», «тема».

Развивающие:

1. Продолжать развивать речь и умение выражать свои мысли;

2. Продолжать развивать учебно-организационные навыки (ставить перед собой цель, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность);

3. Продолжать развивать умение бегло и осознанно читать.

Воспитывающие:

1. Прививать интерес к чтению;

2. Воспитывать у детей такие черты характера, как честность;

3. Учить общению с близкими людьми (младшими и старшими братьями и сёстрами).

Материал для чтения: А.П. Гайдар «Чук и Гек»

Оборудование: портрет А.П. Гайдара,

выставка книг А.П.Гайдара,

рисунки детей Чука и Гека.

Словарь:

Рассказ - небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.

Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.

Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм.

 

Плакаты:

 

Заботьтесь о малышах.

Живите дружно.
Не ссорьтесь и не деритесь друг с другом.

Любите родителей и не огорчайте их.

Будьте честными!

 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент.

 

Проверь, дружок, готовь ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.

- Мы начинаем наш урок. Каждый наш урок - это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?




Нужно быть внимательными, наблюдательными.

 

 

2. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

 

- Тема нашего урока: Взаимоотношения в семье.
- Мы будем учиться давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье на примере братьев из произведения А.П. Гайдара «Чук и Гек». Также ответим на главный вопрос урока - для чего А.П. Гайдар написал это произведение?

- Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.

 

 

3. Проверка домашнего задания

 

- Что было задано на дом?







- Что мы узнали о семье главных героев повести?
- Расскажите о главе семьи?
- Что прочитали о маме?
- Кто желает рассказать о братьях?
Опрос ведётся по желанию!

1 задание: прочитать произведение.
2 задание: составить рассказ (по выбору) о маме, папе или о братьях.
3 задание: придумать продолжение рассказа.

Их 4 человека: папа, мама, два сына Чук и Гек.

Вывод:
Мы заслушали ваши рассказы.
- А что называют рассказом?



- Ваши рассказы - это поэзия или проза?




Почему?



Рассказ - это небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.
Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.
Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм.
В рассказах нет рифмы и ритма.

 

4. Подробное знакомство с героями с помощью вопросов Выборочное чтение текста.

 

• Продолжаем нашу работу.
- Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему?
Кто не понравился? Докажите словами из текста.



Чук был запасливым, увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы.
Он предложил скрыть правду от мамы о телеграмме.
Грубо обошёлся с младшим братом: «со злостью разломал и швырнул пику Гека».
Злился и мог спровоцировать драку.

Гек «умел петь песни» и был честным.
Незапасливый, «истратил деньги на всякие глупости».
Был разиня.
Не терпел обид и оскорблений.

Оба они были весёлыми.
Они часто ссорились и дрались.

 

 

5. Физминутка.

 

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Посмотрите на иллюстрацию.

  • Какой эпизод она отражает? Прочитайте его.

  • Что было в той коробочке?
  • Узнала ли мать о телеграмме?
  • Почему?
Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.
• Правильно ли поступили главные герои? Почему? (От кого могла быть эта телеграмма и что в ней?) Что было дальше?

- Что можно сказать о возрасте героев: кто из них был старше?
- Правильно ли вели себя друг с другом братья?
- У многих из вас есть старшие или младшие братья и сестрёнки.
- Бывали ли у вас ссоры с ними? Как вы поступали?
- Какой совет вы бы дали братьям?

 


(Как Гек выхватил коробочку у Чука и выбросил в форточку.)

Телеграмма.
Нет, не узнала.
Дети не сказали, они скрыли правду о ней.







Чук (5-6 лет) был на год старше брата.

Не всегда. Ссорятся и мирятся.

Я бы тоже хотела дать свой совет мальчикам:
поступать всегда так, чтобы никогда не было стыдно за свои поступки!!!

 

 

6. Подведение итога урока.

 

Давайте подведём итог урока и
ответим на главный вопрос урока:
для чего А.П. Гайдар написал это произведение?














Чтобы на примере двух братьев показать, что хорошо и что плохо.

Чтобы читатели поняли, какими должны быть взаимоотношения между братьями в семье.

Чтобы старшие заботились о малышах.

Чтобы жили дружно, а не ссорились и не дрались друг с другом.

Чтобы любили родителей и не огорчали их.

Чтобы были честными и говорили только правду, даже если она «горькая и неприятная»

!!! Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образы мальчиков и хотел, чтобы читатель оценил их поведение и поступки и сам сделал для себя вывод. Как мы с вами!


- Понравился ли вам наш урок?
- Кого наш урок научил правильно общаться с близкими людьми в семье?
- Кто доволен своей работой?
- Кто на след уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня?
- Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку?


 

 

7. Запись домашнего задания к следующему уроку.

 

По выбору:

  • Разбейте текст на части и озаглавьте их.
  • Перескажите особенно понравившийся вам случай из жизни мальчиков.
• Кто желает узнать, как будут развиваться дальнейшие события, прочитайте текст полностью.

 

 

 

Урок окончен! Всем спасибо за урок!

 

 

Обновлено 27.02.2013 20:11