Цели:
Обучающие:
1. Обучать учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье;
2. Формировать у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составление характеристики героев;
3. Закреплять понятий «проза», «рассказ», «тема».
Развивающие:
1. Продолжать развивать речь и умение выражать свои мысли;
2. Продолжать развивать учебно-организационные навыки (ставить перед собой цель, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность);
3. Продолжать развивать умение бегло и осознанно читать.
Воспитывающие:
1. Прививать интерес к чтению;
2. Воспитывать у детей такие черты характера, как честность;
3. Учить общению с близкими людьми (младшими и старшими братьями и сёстрами).
Материал для чтения: А.П. Гайдар «Чук и Гек»
Оборудование: портрет А.П. Гайдара,
выставка книг А.П.Гайдара,
рисунки детей Чука и Гека.
Словарь:
Рассказ - небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.
Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.
Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм.
Плакаты:
Заботьтесь о малышах.
|
Живите дружно. Не ссорьтесь и не деритесь друг с другом.
|
Любите родителей и не огорчайте их.
|
Будьте честными!
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, готовь ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
|
- Мы начинаем наш урок. Каждый наш урок - это маленькое открытие. - Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
|
Нужно быть внимательными, наблюдательными.
|
2. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
- Тема нашего урока: Взаимоотношения в семье. - Мы будем учиться давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье на примере братьев из произведения А.П. Гайдара «Чук и Гек». Также ответим на главный вопрос урока - для чего А.П. Гайдар написал это произведение? - Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.
|
3. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? - Что мы узнали о семье главных героев повести? - Расскажите о главе семьи? - Что прочитали о маме? - Кто желает рассказать о братьях? Опрос ведётся по желанию!
|
1 задание: прочитать произведение. 2 задание: составить рассказ (по выбору) о маме, папе или о братьях. 3 задание: придумать продолжение рассказа. Их 4 человека: папа, мама, два сына Чук и Гек.
|
Вывод: Мы заслушали ваши рассказы. - А что называют рассказом? - Ваши рассказы - это поэзия или проза? Почему?
|
Рассказ - это небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях. Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах. Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм. В рассказах нет рифмы и ритма.
|
4. Подробное знакомство с героями с помощью вопросов Выборочное чтение текста.
• Продолжаем нашу работу. - Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему? Кто не понравился? Докажите словами из текста.
|
Чук был запасливым, увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы. Он предложил скрыть правду от мамы о телеграмме. Грубо обошёлся с младшим братом: «со злостью разломал и швырнул пику Гека». Злился и мог спровоцировать драку. Гек «умел петь песни» и был честным. Незапасливый, «истратил деньги на всякие глупости». Был разиня. Не терпел обид и оскорблений. Оба они были весёлыми. Они часто ссорились и дрались.
|
5. Физминутка.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
|
Посмотрите на иллюстрацию.
- Какой эпизод она отражает? Прочитайте его.
- Что было в той коробочке?
- Узнала ли мать о телеграмме?
Давайте прочитаем по ролям этот отрывок. • Правильно ли поступили главные герои? Почему? (От кого могла быть эта телеграмма и что в ней?) Что было дальше? - Что можно сказать о возрасте героев: кто из них был старше? - Правильно ли вели себя друг с другом братья? - У многих из вас есть старшие или младшие братья и сестрёнки. - Бывали ли у вас ссоры с ними? Как вы поступали? - Какой совет вы бы дали братьям?
|
(Как Гек выхватил коробочку у Чука и выбросил в форточку.) Телеграмма. Нет, не узнала. Дети не сказали, они скрыли правду о ней. Чук (5-6 лет) был на год старше брата. Не всегда. Ссорятся и мирятся.
|
Я бы тоже хотела дать свой совет мальчикам: поступать всегда так, чтобы никогда не было стыдно за свои поступки!!!
|
6. Подведение итога урока.
Давайте подведём итог урока и ответим на главный вопрос урока: для чего А.П. Гайдар написал это произведение?
|
Чтобы на примере двух братьев показать, что хорошо и что плохо. Чтобы читатели поняли, какими должны быть взаимоотношения между братьями в семье. Чтобы старшие заботились о малышах. Чтобы жили дружно, а не ссорились и не дрались друг с другом. Чтобы любили родителей и не огорчали их. Чтобы были честными и говорили только правду, даже если она «горькая и неприятная»
|
!!! Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образы мальчиков и хотел, чтобы читатель оценил их поведение и поступки и сам сделал для себя вывод. Как мы с вами!
|
- Понравился ли вам наш урок? - Кого наш урок научил правильно общаться с близкими людьми в семье? - Кто доволен своей работой? - Кто на след уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня? - Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку?
|
|
7. Запись домашнего задания к следующему уроку.
По выбору:
- Разбейте текст на части и озаглавьте их.
- Перескажите особенно понравившийся вам случай из жизни мальчиков.
• Кто желает узнать, как будут развиваться дальнейшие события, прочитайте текст полностью.
|
Урок окончен! Всем спасибо за урок!