Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Без уменья и сила ни при чём.

Главная Методическая копилка Уроки Урок чтения. Способы изображения действительности в литературе. В.Берестов «Честное гусеничное

Урок чтения. Способы изображения действительности в литературе. В.Берестов «Честное гусеничное

E-mail Печать PDF

 

ЦЕЛЬ:

1) знакомство с одним из способов изображения мира и человека в художественных текстах;

2) развивать речь, мышление учащихся; умение выразительного чтения; прививать интерес к чтению;

3) Воспитывать нравственные и эстетические чувства: воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.

 

Оборудование:

 

1.     Сказка В. Берестова «Честное гусеничное»,

2.     портрет В.Д. Берестова,

3.     словарь новых слов,

4.     картинки метаморфоза и бабочек

 

Словарь:

 

 

Рассказ - это небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.

Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.

Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм.

В рассказах нет рифмы и ритма.

 

ХОД УРОКА:

      1. Организационный момент.

           - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

  Будем думать, рассуждать,

                                                    Можем мы урок начать.

 

2.     Вступительное слово учителя.

          Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

 

 

 

На доске загадка:

                  Расту червячком, питаюсь листком.

         Потом засыпаю, себя обмотаю,

              Не ем, не гляжу, неподвижно лежу,

         Но снова весной я вдруг оживаю,

                                             Свой дом покидаю.

 

- О ком идёт речь в данной загадке?  (О бабочке)

 

 Тема нашего урока:  Способы изображения действительности в литературе.   

                                        В.Берестов «Честное гусеничное».

 

Цели урока:

1) знакомство с одним из способов изображения мира и человека в художественных текстах;

2) развивать речь, мышление учащихся; умение выразительного чтения; прививать интерес к чтению;

3) Воспитывать нравственные и эстетические чувства: воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.

 

Прочитайте фамилию автора и заглавие. Какое интересное заглавие. Так и хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово («слово»). Кто так может сказать? (гусеница). Причём же тогда бабочка?

 Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос и на

главный вопрос урока - с какой целью написал это произведение автор?

 

 

3.     Проверка домашнего задания 

 

- Что было задано на дом?

 

 

 

 

- Что вы  узнали о Берестове?

- Дополните ответ на оценку.

Опрос ведётся по желанию!

 

1 задание:

познакомиться с биографией В.Д. Берестова

 

2 задание: прочитать произведение

В. Берестова «Честное гусеничное.

 

 

 

4.     Подробное знакомство с содержанием сказки, чтение текста.

 

v Продолжаем нашу работу.

Работа с текстом.

1. Чтение - размышление вслух по абзацам.

1-2 абзацы.

 

 

 

3-4 абзацы.

 

 

 

 

 

5-7 абзацы

 

 

 

 

 

 

 

8-10 абзацы.

 

 

 

 

 

-с 11 абзаца до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чему радовалась гусеница? Какая она?

-Согласны вы с ее мнением?

-О чем сожалела гусеница?

 

«Но однажды ей повезло». В чем выразилось это везение?

-А что ожидала услышать она?

-Согласны ли вы с девочкой?

-Что решила гусеница?

 

Как гусеница держала слово?

-Легко ли было сделать кокон?

-Как она трудилась?

-Что имела в виду гусеница, говоря, что она совершенно замоталась?

(Устала и замотала себя ниткой: в прямом и переносном смысле)

 

-Что происходило с гусеницей в коконе?

-Как она выбралась из кокона?

-Догадались ли вы почему она «падала в вверх»?

 

 

-Что происходило с гусеницей в коконе?

-Как она выбралась из кокона?

-Догадались ли вы почему она «падала в вверх»?

-Почему девочка восхищалась бывшей гусеницей?

-Почему гусеница не поверила девочке?

-Какой увидела себя гусеница в капле росы?

 

 

 

 

5.     Физминутка.

 

Бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

два - изящно покружилась,

Три - качнулась

И к цветочкам полетела.

 

Наши тонкие цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Засыпают, головой качают.

6.

 

Мы с вами на разных уроках знакомились с художественными и научными произведения.

- Произведение Берестова к какому из этих 2-ух видов относится?

- Как сам автор его называет? Почему?

- Содержит ли сказка научную информацию? Как вы думаете, какую?

 

 

 

 

Научные, научно-популярные, художественные, религиозные, публицистические, официально-деловые

 

 

Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.

 

 

 

Вывод:

На уроках окр. мира мы читали научные тексты, язык которых точен и сух, без эмоций. В художественных текстах иначе. В.Д. Берестов совместил в своём произведении научную картину миру с художественным, образным изображением.

  Главный способ введения художественного содержания в текст - использование многозначности слова, употребление слова не в прямом, а в переносном значении, превращение обычного слова в образное, наполнение научного термина нравственным смыслом.

 

 

В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.

 

 

7.Подведение итога урока.

 

 

-  Понравился ли вам наш урок?

- Для кого наш урок был познавателен и полезен?

- Кто доволен своей работой?

- Кто на след. уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня?

- Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку?

 

 

 

8.Запись домашнего задания к следующему уроку.

 

Обязательное:

ü Выполните задания теста

По выбору:

ü Пересказ сказки стр.17-19

ü Предлагаю желающим составить свою сказку, в которой заключаются научные данные.

 

 

Итог урока.

- Интересную ли историю рассказал Валентин Берестов? (Да.)

Вернёмся к вопросам нашего урока: Причём в сказке бабочка? С какой целью написал это произведение автор? Она  научила нас держать данное слово и быть справедливым по отношению к тем, кто нам почему-то не нравится. Никого не обижать!

 

Обновлено 18.02.2013 08:11