ЦЕЛЬ:
1) знакомство с одним из способов изображения мира и человека в художественных текстах;
2) развивать речь, мышление учащихся; умение выразительного чтения; прививать интерес к чтению;
3) Воспитывать нравственные и эстетические чувства: воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.
Оборудование:
1. Сказка В. Берестова «Честное гусеничное»,
2. портрет В.Д. Берестова,
3. словарь новых слов,
4. картинки метаморфоза и бабочек
Словарь:
Рассказ - это небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.
Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.
Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм.
В рассказах нет рифмы и ритма.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
На доске загадка: Расту червячком, питаюсь листком. Потом засыпаю, себя обмотаю, Не ем, не гляжу, неподвижно лежу, Но снова весной я вдруг оживаю, Свой дом покидаю.
- О ком идёт речь в данной загадке? (О бабочке)
Тема нашего урока: Способы изображения действительности в литературе. В.Берестов «Честное гусеничное».
Цели урока: 1) знакомство с одним из способов изображения мира и человека в художественных текстах; 2) развивать речь, мышление учащихся; умение выразительного чтения; прививать интерес к чтению; 3) Воспитывать нравственные и эстетические чувства: воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.
Прочитайте фамилию автора и заглавие. Какое интересное заглавие. Так и хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово («слово»). Кто так может сказать? (гусеница). Причём же тогда бабочка? Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос и на главный вопрос урока - с какой целью написал это произведение автор?
|
3. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Что вы узнали о Берестове? - Дополните ответ на оценку. Опрос ведётся по желанию!
|
1 задание: познакомиться с биографией В.Д. Берестова
2 задание: прочитать произведение В. Берестова «Честное гусеничное.
|
4. Подробное знакомство с содержанием сказки, чтение текста.
v Продолжаем нашу работу. Работа с текстом. 1. Чтение - размышление вслух по абзацам. 1-2 абзацы.
3-4 абзацы.
5-7 абзацы
8-10 абзацы.
-с 11 абзаца до конца.
|
-Чему радовалась гусеница? Какая она? -Согласны вы с ее мнением? -О чем сожалела гусеница?
«Но однажды ей повезло». В чем выразилось это везение? -А что ожидала услышать она? -Согласны ли вы с девочкой? -Что решила гусеница?
Как гусеница держала слово? -Легко ли было сделать кокон? -Как она трудилась? -Что имела в виду гусеница, говоря, что она совершенно замоталась? (Устала и замотала себя ниткой: в прямом и переносном смысле)
-Что происходило с гусеницей в коконе? -Как она выбралась из кокона? -Догадались ли вы почему она «падала в вверх»?
-Что происходило с гусеницей в коконе? -Как она выбралась из кокона? -Догадались ли вы почему она «падала в вверх»? -Почему девочка восхищалась бывшей гусеницей? -Почему гусеница не поверила девочке? -Какой увидела себя гусеница в капле росы?
|
5. Физминутка.
Бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась, Раз - росой она умылась, два - изящно покружилась, Три - качнулась И к цветочкам полетела.
Наши тонкие цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Засыпают, головой качают. |
6.
Мы с вами на разных уроках знакомились с художественными и научными произведения. - Произведение Берестова к какому из этих 2-ух видов относится? - Как сам автор его называет? Почему? - Содержит ли сказка научную информацию? Как вы думаете, какую?
|
Научные, научно-популярные, художественные, религиозные, публицистические, официально-деловые
Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.
|
Вывод: На уроках окр. мира мы читали научные тексты, язык которых точен и сух, без эмоций. В художественных текстах иначе. В.Д. Берестов совместил в своём произведении научную картину миру с художественным, образным изображением. Главный способ введения художественного содержания в текст - использование многозначности слова, употребление слова не в прямом, а в переносном значении, превращение обычного слова в образное, наполнение научного термина нравственным смыслом.
|
В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.
|
7.Подведение итога урока.
- Понравился ли вам наш урок? - Для кого наш урок был познавателен и полезен? - Кто доволен своей работой? - Кто на след. уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня? - Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку?
|
8.Запись домашнего задания к следующему уроку.
Обязательное: ü Выполните задания теста По выбору: ü Пересказ сказки стр.17-19 ü Предлагаю желающим составить свою сказку, в которой заключаются научные данные.
|
Итог урока.
- Интересную ли историю рассказал Валентин Берестов? (Да.)
Вернёмся к вопросам нашего урока: Причём в сказке бабочка? С какой целью написал это произведение автор? Она научила нас держать данное слово и быть справедливым по отношению к тем, кто нам почему-то не нравится. Никого не обижать!