Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Главная Методическая копилка Уроки Урок. Окружающий мир. Грозные ветры.

Урок. Окружающий мир. Грозные ветры.

E-mail Печать PDF

 

Цели:

1. Обучающая:

  • знакомство учащихся с грозными ветрами;
  • закреплять знания учащихся об образовании ветра и его движении;
  • повторить характерные признаки ветра - сила, скорость, направление;

2. Развивающая:

  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи;
  • развивать память, познавательный интерес к предмету, к природе.

3. Воспитывающая:

  • продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.

Тип урока: Урок новых знаний с элементами проблемного обучения.

Междисциплинарные связи: русский язык, литературное чтение.

Словарь:

  • ВЕТЕР - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и разницей температуры воздуха.

Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость выражается в м/с, км/ч, в узлах или приближенно в баллах по Бофорта шкале.

  • ГРОЗНЫЙ:

1. Суровый и жестокий. (Человек)

2. Заключающий, выражающий угрозу. (Письмо, взгляд)

3. Величественный и страшный (высок.). (Грозное явление природы.)

Раздаточный материал:

  1. Шкала Бофорта.
  2. Ребус.
  3. Рисунок движения воздуха

Наглядность.

  1. Видеофильм о грозных ветрах.
  2. Плакаты с изображением ветров.
  3. Карточки с новыми терминами: ураган, смерч, тайфун, торнадо, циклон
  1. Схематичные изображения проявления эмоций.
  2. Физическая карта полушарий,
  3. флажок
  4. Изображение горы Знаний

 

Структура урока

I. Организационный момент

II. Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята!

Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Вы у меня самые умные, любознательные и добрые дети.

У нас сегодня необычный урок. Необычный, потому что к нам на урок пришли гости, я надеюсь, что им будет интересно на нашем уроке, а вы будете активными и внимательными.

 

III. Активизация познавательной деятельности

Начнем наш урок "Восхождение", восхождение к новым знаниям.

Внимание! Отгадайте загадку, и вы узнаете,  о чём пойдёт речь на уроке.

Неизвестно, где живет,
Налетит, деревья гнет,
          Засвистит - по речке дождь,
Озорник, а не уймешь.

 (Сегодня на уроке речь пойдёт о ветре. Многие люди, даже мы, никогда не задумывались над вопросом: Нужен ли нам ветер?

- Можете ли вы сказать, Нужен ли ветер? Каково его значение в жизни  человека и в природе? Какой ветер называют грозным?

 - Если мы не можем ответить на эти вопросы, как нам поступить?

(Нужно изучать ветер, читать книги о ветре или попросить взрослого рассказать о нём)

- Ребята, сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы,  покоряя вершину горы Знаний.

Для этого нам нужны:

  • Знания
  • любознательность,
  • настойчивость.

А помогут нам

  • дружба,
  • взаимовыручка и поддержка,

IV. Актуализация знаний

Мы с вами находимся у подножия горы, чтобы начать восхождение необходимо проверить свою готовность.

1.    Что называют ветром?

    ВЕТЕР - движение воздуха относительно земной поверхности,   вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и разницей температуры воздуха.

2.    Из-за чего возникает ветер?

(Разница в нагревании участков земной поверхности; Разница в давлении)

- Расскажите, как это происходит? (...направленное от высокого давления к низкому. Высокое давление там, где температура воздуха ниже-холоднее)

- Покажите на рисунке стрелкой куда дует ветер.

3. Какие характеристики (свойства) ветра мы знаем?                                            

(Сила, скорость, направление).

4. От чего зависит сила ветра?

(Сила ветра зависит от скорости. Чем выше скорость, тем сильнее ветер)

5. Послушайте четверостишье:

     Ветер, ветер, ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе.

- Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

- Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? Какие слова в стихотворении говорят об этом?

(могуч - сила; гоняешь, волнуешь - скорость; всюду веешь - о направлении).

6. Как узнать направление ветра без помощи специальных приборов?

(По местным признакам: действие ветра на парус, отклонение дыма от труб, раскачивание деревьев, по предметам, движущимся под действием ветра и т.д.)

Молодцы! Все готовы! В путь, ребята!!!

V. Изучение нового материала

  • Начинаем наше восхождение с физминутки. Она придаст нам силы и уверенности.

Тема нашего урока «Грозные ветры». Кто может сказать, что значит «грозный»?

   Я зачитываю выдержку из словаря:

 ГРОЗНЫЙ:

1. Суровый и жестокий. (Человек)

2. Заключающий, выражающий угрозу. (Письмо, взгляд)

3. Величественный и страшный (высок.). (Грозное явление природы.)

 

Давайте познакомимся с разными видами грозных ветров и определим страшны ли они.

  1. Об ураганном ветре шквале мы прочитаем по учебнику.

     Страница учебника 127. Читает ___________________________________.

      В.  В классе у нас есть любознательные ребята, которые самостоятельно изучали материал по данному вопросу. Послушаем их:

Сапелкин Серёжа, Самдан Начын, Ондар Аня, Донгак Сайн-Белек,

      С.  Сейчас мы посмотрим фильм о некоторых видах  грозных ветров.

           - О каких ветрах мы сегодня узнали?

- Правильно ли эти ветра называют грозными? Докажите.

(Они приносят смерть, разрушения; уничтожают посевы; вырывают с корнем деревья, наносят ущерб людям).

 

-  Нужен ли  нам ветер? Ведь он приносит такие беды?

                                              (Составление таблицы)

 

Польза

Вред

  • Приносит дождь и прохладу;
  • Очищает воздух от пыли и гари;
  • Переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок;
  • Получение электроэнергии (ветряные мельницы).

 

  • Ветер обладает разрушительным действием (наводнения, ураганы и др.)

 

 

- Из таблицы мы видим, что ветер необходим. Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух от пыли и гари.  Не было бы ветра, облака пыли так бы и висели над городами. Тучи проливались бы дождём в том месте, где они образовались - над морями и океанами. В этих местах не прекращались бы ливни, а суша совсем бы не получала осадков.

 

VI. Закрепление.

- Нам осталось еще немного, еще чуть-чуть, чтобы покорить вершину. Мы должны пройти испытание под названием "ветер".

  • Посмотрите на эти фотографии. Определите, какой грозный ветер изображён на них?
  • О каком ветре эти строки?

Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился и столбом до неба взвился.           (Смерч)

  • Был ли грозный ветер у нас в городе, Республике? Каковы его последствия?

Ура!!! Мы достигли вершины горы Знаний. Похлопаем, ребята! Трудности все позади. Тернистым, трудным был путь. Но вы, ребята, сегодня были молодцы!

Оценки за урок.

VII. Итог. Вывод по уроку

- Вам понравился урок? А что именно понравилось? Что вы узнали сегодня на уроке?  

Какой ветер называют грозным? Нужен ли ветер?

!!! Дуют над нами разные ветры. Они приносят нам и желанную прохладу, и удушливый зной. Это и лёгкий приятный ветерок, и страшной силы ураган. Ветер бывает нашим другом и врагом. И, несмотря на его отрицательное  воздействие, человек, как и всё живое, нуждается в нём.

VIII. Выставка книг о ветре.

Узнать больше о ветре вы сможете из книг, представленных на выставке.

IX.          Домашнее задание

Обязательно:

  • Запомнить материал учебника стр. 127-128.
  • Выполните работу по таблице: соединив линией буквы, выделите все названия ветра.

По желанию и по выбору:

  • Напишите стихотворение или сказку о ветре.
  • Приготовьте сообщения о катастрофах произошедших по вине ветра.

IX. Рефлексия

- На сигнальных карточках напишите, с каким настроением вы уходите с урока?

(Работа со схематичными изображениями проявления эмоций)

1 - радость

2 - печаль

3 - равнодушие

 

Я рада, что ваше настроение соответствует изображению под номером один.

Спасибо всем за урок!

 

Обновлено 18.02.2013 08:13