Елена Александровна Светлакова

Педагог-организатор ФГКОУ Кызылское президентское кадетское училище

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Главная Методическая копилка Внеклассные мероприятия Труд и отдых в русской и тувинской семьях в давние времена (Светлакова Е.А., Кенден Л.М.)

Труд и отдых в русской и тувинской семьях в давние времена (Светлакова Е.А., Кенден Л.М.)

E-mail Печать PDF

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с обычаями и традициями русского и

тувинского народов, связанными с трудовой деятельностью и

отдыхом; расширить представления учащихся об укладе жизни

семей, быта и хозяйства наших предков; познакомить учащихся с обстановкой

русской избы и тувинской юрты;

2. Воспитывать уважение к истории страны, уважительное

отношение к взрослым, к труду людей;

3. Развивать у учащихся патриотические чувства, внимание,

наблюдательность, память, трудолюбие.

Оформление: Сцена разделена на 2 половины: первая - часть русской избы, а вторая -

тувинская юрта. В зале развешаны плакаты о труде, рисунки учащихся о

народных промыслах народов России. В фойе оформлена выставка работ

учащихся с той же тематикой.

(Перед праздником две пары учащихся, одетых в национальные костюмы, встречают гостей и приветствуют приглашённых.)

Звучит музыка.

 

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, Богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»!

Кто платье сошьёт,

Постирает бельё,

Меня приласкает,

Украсит жильё?

Ответь на вопросы,

Подруга моя!

«Я, я, я, - Ева молвила. - Я».

И так на Земле появилась семья.

Звучит песня «Мужчине путь, а женщине очаг»

Мужчине путь, а женщина очаг.

И чтобы древний род мой не зачах,

Роди, молю, я заклинаю, сына.

Стрела летит, покуда жив мужчина.

 

В мужчине дух, а в женщине душа.

Травинка держит небо трепеща.

Без очага, без сына, без любимой,

Как одинокий смерч я над равниной.

 

В мужчине дым, а в женщине огонь.

И чтоб в бою мой не споткнулся конь.

Я должен знать, что юрту греет пламя,

Как предками завещанное знамя.

 

Ребята, у всех вас есть семья, в которой вы живёте. Это неважно, большая она или маленькая, но она есть!

И вот сегодня мы покажем и расскажем о жизни русской и тувинской семьи. Какие обычаи и традиции были, как люди жили, трудились и отдыхали!

 

Основой жизни человека в каждой семье был труд.

 

Наш народ, трудясь, умело,

Уважал любое дело.

Ведь, недаром говорится:

«Дело мастера боится»!

 

- К труду детей приучали с малых лет.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

(За прялкой сидит бабушка. Мама суетится у печи. Дочка постарше вышивает, а младшая качает колыбель с младенцем. Сыновья сидят на лавках. Один строгает палочку, второй что-то мастерит. Заходит в избу отец.)

(Сценка «Проводы отца с сыновьями в поле».)

Отец: Кто с нами пашенку пахать, кто с нами?

Сыновья: Мы с вами, мы с вами пашенку пахать!

- Кто с нами, кто с нами жито в снопы класть?

- Мы с вами, мы с вами жито в снопы класть!

- Кто с нами, кто с нами золотое жито жать?

- Мы с вами, мы с вами золотое жито жать!

- Будем жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток вывозить,

Цепами молотить.

Будем тесто месить,

Пирогами всех кормить.

(Отец берёт снопы, грабли и раздаёт детям. Мать подаёт им котомку с продуктами:)

 

- Это вам на обед. Ступайте с Богом.

- До свидания, матушка! (Поклон)

- Идите в поле, несите здоровье.

Первое - коровье, второе - овечье,

Третье - человечье.

(Мать перекрестила уходящих и стала гладить бельё.)

Бабушка: Вот и ушли наши мужички в поле, а у нас своя работа.Внученька, давай споём. Ведь с песней и работа лучше спорится.

(Бабушка напевает русскую народную песню «Ой, ты прялица моя.»)

Бабушка: «Работа да руки - надёжная в руках порука».

Мать: «Так работаем, что недосуг и носу утереть».

Основными занятиями женщин в те далёкие времена были: прядение, вязание, ткачество, вышивание. Мужчины ухаживали за скотиной, удили рыбу, бортничали и работали в поле.

(В это время на экране слайды на тему: «Работа в поле».

Фоном звучит стихотворение.)

Есть пословица в народе -

«Хлеб - на стол,

И стол расцвёл».

Ну, а всё же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля.

Ведь земля - земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись: увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

 

- А сейчас мы посмотрим, как начинался день в тувинской семье, чем все были заняты.

(На сцене многодетная семья арата- чабана. В юрте бабушка, отец, дети сидят за утренним чаепитием. Из юрты выходит мать. На руках у нее пиала с молочным чаем и «тос-караком» - ритуальной палочкой и произносит утреннюю молитву «Чажыг шай»)

Мать: Взошло ясное солнце мое

С вершины высоких Алтая - Танды.

Наше солнце, освети наш аал,

Подари нам и нашим детям

Счастье, радость жизни и труда!

О, помилуйте нас, Девять- Танды- Тайга!

Долаан бурган, бог мой!

Пусть будет много проса, ячменя

И белой молочной еды.

Пусть будут сыты отары овец и коз!

Пусть дети будут здоровы и трудолюбивы!

Пусть молодежь всегда чтит законы предков наших!

 

(После молитвы мать разливает молочный чай всем членам аала).

Отец: Благодарим Алтая-Танды,

За чай и Далган-тараа!

/обращается к матери/.

Авазы! Хун оорулевээнде хойларывыс тоттур откарып алыылы. Улуг оглум менээ хой кадарышсын, бичиилери аалга артсын, авазынга дузалашсын.

(Обращается к детям). Дети мои младшие, оставайтесь в аале и помогайте маме по хозяйству. А мы, пока солнце не поднялось, уходим с отарой на пастбище. Омак, Орлан, Болат - сыновья мои подойдите ко мне. Слушайте меня, наши предки считали, что дети мужского пола должны быть бойкими и удалыми, ловкими и расторопными. Юноша должен уметь хорошо и правильно ставить юрту, на скаку поймать коня и быстро оседлать его. Ленивый и неповоротливый юноша не сможет даже себя прокормить. У хорошего парня руки должны быть крепкими и сильными. Вы остаётесь обрабатывать шерсть. (Раздает мальчикам 3 пары палочек для обработки шерсти).

Мальчики: Хорошо, папа! Мы уже умеем обрабатывать шерсть. Старший брат нас научил.

(Садятся около юрты на кочму. Отец со старшим сыном берут инчеек-сумочку для новорожденных ягнят и уходят на пастбище. Мальчики поют речитативом, выполняют танец «Дук хагар»).

О, помилуйте нас, Девять небес наших!

Пусть не будет града.

Пусть не будет бури и ветра.

Пусть будет хорошая кочма.

Пусть будет лучший войлок.

Пусть хорошо впитывается вода в шерсть.

Пусть не ломаются круги деревянные.

Пусть все веревки крепче держат.

Пусть поет мальчик в седле вола.

Пусть войлок будет как шелк.

Пусть кочма будет как одеяло ватное.

(В это время в юрте старшая дочь шьет безрукавку младшему братику, а младшая дочь качает кавай - колыбель. Бабушка сидит около очага и обделывает шкурку ягненка. Потом бабушка подходит к мальчикам, хвалит детей, гладит их головы).

Бабушка: Какие вы, внуки мои, молодцы!

Золотые сыновья моего сына!

Пусть Долаан бурган бережет их

От болезней и опасностей!

Благодарю Саяна- Танды

За трудолюбивых детей!

(Обращается к внуку, который толчёт пшеницу).

- А ты, Айдыс, почему молча работаешь? Или загрустил?

Наши предки сеяли просо, ячмень и пшеницу, умело обрабатывали тара, готовили вкусный далган - лепешки. Я тебе покажу как правильно толочь пшеницу. Голову вниз не наклоняй, а то ударишься головой о ступу. Тувинцы уважительно относились к далган-тараа.

(Бабушка показывает как надо толочь пшеницу, потом мальчик толчёт и поет «Кожумак»).

Айдыс: Тандым турда, тандаш-ла мен,

Тараам турда тодуг- ла мен,

Хемчиим турда, хертеш-ле мен,

Хевээм турда, тодуг-ла мен.

Тандым турда тандаш-ла мен,

Тарам турда тодуг-ла мен,

Таалынга астып алгаш

Талыгырже чораай-ла мен.

Мама: Доченька моя, девочка должна быть сдержанной и немногословной, так же должна быть умелой, искусной рукодельницей. Прежде всего, она должна уметь шить. Я тебе покажу, как из шкурки ягненка сшить безрукавку.

( Мать с дочерью шьют безрукавку).

Доченька поет: Айым-биле хунум ышкаш

Айдын чырык чуве-ле чок. 3.

Ачам биле авам ышкаш

Авыралдыг улус-ла чок.

(Младшая дочка качает кавай-колыбель и напевает)

Опей, опей, опей, сарыым.

Ору корем айнын чырыын.

Оон артык хуннун чырыын.

Оттуп келгеш коор сен сарыым.

В это время на сцену выбегает мальчик с инчееком:

 

- Бабушка, мама, посмотрите каких красивых ягнят я принес .

Отец отправил домой только, что родившихся ягнят.

(Вынимает из инчеека 2 ягнят - мягкие игрушки»).

Танец: «Ягнят»

Мать: Ой, дети! Пора кормить ягнят. А ну-ка дружно берите бутылочки с сосками.

(Все дети выходят за юрту.)

В народе говорят: «Делу - время, а потехе - час»!

Так и в каждой семье всегда находились минуты для отдыха.

А в праздники народ устраивал народные гуляния с играми, потехами и хороводами .

 

Ай, русская потеха -

Сколько шума!

Сколько смеха!

 

Принародно - как бывало -

Зазывает зазывала:

- Эй, бабули и дедули!

Молодёжь и детвора!

Становитесь на ходули -

Нынче самая пора!

Танец «Кадриль».

 

Как у наших у ворот собирается народ.

Все то с ложками, да с трещётками .

Играют, играют, всех потешают!

Игра на ложках, маракасах, бубнах.

Хоровод «Во поле берёза стояла».

 

- Эй, соседи, заходите, свои потехи покажите!

(Выходят учащиеся и показывают тувинские игры и развлечения.)

1. Играет музыка « Калдак-Хамар». Танец «Орла».

2. Песня «Артыш», танец «Тевек»

3. Стихотворение «Бабушкин тарак»

Как хорошо выпить тарак,

Так хорошо весело играть.

Так радостно играть,

Чтобы ближе узнать друг друга.

Выпей бабушкин тарак

Утоляется жажда,

От тарака

Сон спокойный и крепкий.

После рабочего дня

И силы новые прибавляются.

 

4. «Кожамыктарны ырланар»

 

Сиген кокте Борам семис -

Чортарымда, мунарымда.

Силер турда, бодум чоргаар-

Киреримде, унеримде.

 

Акыларым ковей-ковей,

Арыг бажы шыргай, шыргай.

Арыг бажы шыргай-даа бол,

Акыларга кайын чедер.

 

Угбаларым ковей-ковей,

Урук бажы шыргай-шыргай.

Урук бажы шыргай-даа бол,

Угбаларга кайын чедер.

 

Ведущие: Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет.

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Россия, республика Тыва - многонациональные. Все народы нашей страны живут как одна большая дружная семья. А мы желаем всем семьям нашей дружной многонациональной семье народов России достатка, процветания и всех земных благ.

 

Весь зал поёт «Будьте здоровы.»

(Все участники праздника в национальных костюмах выходят хороводом на сцену и прощаются с залом.)

 

Обновлено 12.03.2014 21:50