Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: За напрасный труд никто спасибо не скажет.

Главная Методическая копилка В помощь учителю Адаптация дошкольников и младших школьников

Адаптация дошкольников и младших школьников

E-mail Печать PDF

 

Адаптация дошкольников и младших школьников

к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

 

Вступительное слово

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования (И.А. Милославова).

Различают А. биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Нас в большей степени интересует последняя. Социально-психологическая А. представляет собой приспособление к социальной среде.

Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. На что нужно обратить внимание в эти переходные периоды?

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

 

Рекомендации:

Главное, помнить о том, что ведущим видом деятельности на всём протяжении детства является игра. Образовательный процесс необходимо строить с опорой на игровые методы.

Важно воздействовать на эмоции и чувства ребёнка посредством проявления интереса к детскому мнению по тому или иному вопросу, создание ситуации, попадая в которые ребёнок будет чувствовать себя непринуждённо, свободно, будет ощущать свою значимость.

Обязательным условием общения с учениками является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, улыбка и уравновешенность, исключение повелительного наклонения в обращении к ним, авторитарного стиля общения (По О. Соболевой).

 

Делайте! 

 

1. Радуйтесь Вашему ученику, принимайте его таким, какой он есть.

2. Будьте терпеливы.

3. Чаще хвалите Вашего ученика. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что он может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь.

4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.

5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.

6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ученика. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

7. Почаще говорите с учеником. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.

8. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.

9. Только вместе с родителями можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Советуйтесь с родителями, поддерживайте постоянную связь с ними. Главное помнить и довести до родителей, что, если возникают вопросы по деятельности педагога, замечания о работе учителя делать в присутствии детей запрещено.

10. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.

11. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.

12. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.


Не делайте!


1. Не перебивайте ребенка.

2. Не принуждайте делать то, к чему он готов.

3. Не критикуйте вашего ученика в присутствии других детей, их родителей.

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

5. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).

6. В общении с ребенком не стоит использовать условия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

7. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.

8. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.

9. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Признаки успешной адаптации:

  удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  ребенок легко справляется с программой;

  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  нежелания выполнять домашние задания.

  негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  беспокойный сон.

  трудности утреннего пробуждения, вялость.

  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Диагностировать уровень адаптации возможно с помощью тестов, анкетирований, наблюдений. Вот некоторые варианты подобных диагностик.

 

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

 

1.           Тебе нравится в школе или не очень?

  не очень

  нравится

  не нравится

 

2.           Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радос­тью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

— иду с радостью

 

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необяза­тельно приходить всем ученикам, желающим можно ос­таться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

—остался бы дома

 — пошел бы в школу

 

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  не нравится

  бывает по-разному

  нравится

 

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  хотел бы

  не хотел бы

  не знаю

 

6.           Ты .хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  не знаю

  не хотел бы

  хотел бы

 

7.           Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  часто

  редко

  не рассказываю

 

8.           Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  точно не знаю

  хотел бы

  не хотел бы

 

9.           У тебя в классе много друзей?

— мало

  много

  нет друзей

 

10.         Тебе нравятся твои одноклассники?

  нравятся

  не очень

  не нравится

 

 

 

 

Анкета «Хорошо ли ребёнку в школе?»

Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

3.      Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

4.      Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

5.      Очень хочется отдохнуть.

6.      Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

7.      Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

8.      Я всегда боюсь отвечать у доски.

9.      Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,

10.       Часто па уроках я чувствую, что устал,

11.       Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

12.       В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

13.       Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

14.       Я точно знаю, что мои родители любят меня.

15.       Мне часто кажется, что я болен.

16.       Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

17.       Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

18.       Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

19.       Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

20.       Я думаю, что плохо вижу.

21.       Мне интересно в школе.

22.       Мне очень нравятся ребята в моем классе.

23.       Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

24.       Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

25.       Обычно я спокоен и полон сил.

 

 

 

 

Анкета

«Родительская позиция  относительно готовности к школьному обучению ребёнка»

(Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко)

       ФИО (ребёнка)

    Год рождения ребёнка                                                        Возраст

1.                      Как вы считаете, в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

В 6 лет, потому что

-друзья, с которыми общается ребёнок, пошли в школу, и ребёнку будет легче освоиться в школе уже в привычной компании;

- ребёнку стало скучно в детском саду, он уже « вырос из игры», материал занятий в детском саду уже известен ребёнку;

- интерес ребёнка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребёнку исполнится 7 лет;

- ребёнок достиг больших успехов и для развития следует отдать его в школу;

-другие причины (укажите какие)  

 

В 7 лет, потому что

-в 6 лет ребёнок ещё слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;

-в 6 лет ребёнок ещё не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;

-в 6 лет психологически ещё не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учёба;

-другие причины (укажите какие)  

 

2.                      Выберете, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребёнка к школьному обучению (можно выбрать несколько пунктов)?

-здоровье, физическая выносливость;

-умение общаться со сверстниками;

-умение строить  адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребёнка;

- умение читать;

- способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ ;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

- логичность рассуждений ребёнка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;

- другое (укажите что)

 

3..Как вы считаете, насколько готов ваш ребёнок к школьному обучению? Почему?

 

4.Посещал ли ваш ребёнок подготовительные курсы?

-да                                                       -нет, т.к. (укажите причины)

5.Что повлияло на ваш выбор  школы для ребёнка:

-специфика школы (углубленное изучение отдельных предметов и т.п.)

-применяемые в школе специальные программы обучения (например, «Школа 2100» и т.п.)

-рекомендации знакомых;                           -другие причины (укажите какие)  

 Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребёнка, рекомендации работающих в настоящее время с ребёнком педагогов;

-да                     -нет, т.к. (укажите причины)

6.Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребёнком для повышения его готовности к обучению в школе?

-да                     -нет, т.к. (укажите причины)

7.Считаете ли вы, что ваша семья  была материально готова к поступлению ребёнка в школу?

-да;             - нет;    - не задумывались над этом

 

8.Располагали ли вы необходимыми средствами для покупки всех необходимых школьных принадлежностей

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

9. Считаете ли вы необходимым уделять ребёнку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

10.Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график работы для того. Чтобы иметь возможность провожать ребёнка на занятия и встречать его из школы?

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

11.Имеется ли у ребёнка в вашей семье место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?

-да;             - нет;       - не задумывались над этом

12.Планируете ли вы выделить ребёнку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

-да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины   

 

13.Считаете ли вы, что, вашему ребёнку – школьнику необходимо предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?   

 -да                                   - не задумывались над этом          - нет, т.к. (укажите причины) 

 

 

 

Анкета для родителей первоклассников

 

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

1.                      Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно( ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью( А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да ( ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да ( А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто( А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления( ДА)

      -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

      -в основном положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто( ДА)

       -иногда (ВДА)

       -не нуждается в помощи( А)

      - затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует( ДА)

      -обращается за помощью (ВДА)

       -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

       -настойчив в преодолении трудностей( А)

        -затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может ( ДА)

      -иногда может (ВДА)

      -может, если его побудить к этому( А)

      -как правило, может( А)

       -затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто( ДА)

        -бывает, но редко(ВДА)

       -такого практически не бывает( А)

       -затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет( ДА)

       -скорее нет, чем да(ВДА)

        -скорее да, чем нет( А)

        -затрудняюсь ответить

А-   адаптация

ВДА-   возможна дезадаптация

ДА-   дезадаптация

 

 

Анкета

«Выявление причин школьной неуспешности»

( для педагогов, родителей)

 

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте – а,б,в.г.

 

 1. Особенности эмоционально-волевой сферы

Проявляет ли ребенок:

1.            Нервность (нервозность), тревожность:

а)           очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

2.            Двигательное беспокойство: расторможенность:

а)            очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

3.            Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:

а)            очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

4.            Утомляемость, истощаемость:

а)            очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

5.            Раздражительность, агрессивность:

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

6.            Вялость, пассивность:

а)            очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

7.            Робость, скованность:

а)            очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

2. Особенности познавательной деятельности

1.            Как ребенок запоминает:

а)           очень хорошо

б)           хорошо

в)           посредственно

г)           плохо

2.             Как понимает объяснения:

а)             очень хорошо

б)             хорошо

в)           посредственно

г)            плохо

3.            Познавательная активность (стремление к новым знаниям):

а)           высокая

б)           средняя

в)           низкая

г)           отсутствует

4.            Колеблется ли успешность выполнения однотипных заданий:

а)            очень часто

б)           обычно

в)           редко

г)           никогда.

5.           Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности:

а)           легко

б)           не легко, не трудно

в)           с трудом

г)            с большим трудом

3.           Имеются ли нарушения в двигательной сфере, координации движения:

а)            да

б)           нет

Напишите о других специфических особенностях поведения, характера познавательной деятельности если они имеются).

 

Обновлено 18.02.2013 08:27