Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

Главная Методическая копилка В помощь учителю Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в

E-mail Печать PDF


 «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

 Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Важным условием решения задач современной школы является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, включая дошкольное.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Ещё Л.С. Выготский говорил о том, что «школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Необходимость реальной преемственности – проблема, которая сохраняет свою актуальность и сейчас.  Доказательством  тому является сравнительная таблица портретов выпускников ДОУ и начальной школы:

Портрет выпускника ДОУ:

1.     Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

2.     Любознательный, активный, интересуется новым,

3.     Эмоционально отзывчивый

4.     Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

5.     Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

6.     Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

7.     Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

8.     Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

9.     Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

10.  Овладевший необходимыми умениями и навыками.

 

Портрет выпускника начальной школы

 

1.     Выполняющий правила здорового образа жизни

2.     Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

3.     Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

4.     Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

5.     Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

6.     Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

7.     Метапредметные результаты: владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

8.     Метапредметные результаты

9.     Предметные результаты

 

По моим наблюдениям  и данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, которое включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Выполнение данной задачи возможно тогда, когда созданы условия обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад не только осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, но и формирует предпосылки учебной деятельности - фундамент для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
         Одним из важных принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который учит ребёнка самостоятельно добывать и применять знания.

 Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Как выглядит методологическая преемственность между ДОУ и школой?

Дошкольная подготовка                                        Начальная школа 

 

1. Введение в ситуацию;                                      1. Мотивация к учебной деятельности;

2. Актуализация и затруднение в ситуации;      2. Актуализация знаний и фиксирование                 

                                                                                индивидуального затруднения в     

                                                                                пробном действии;

3. Открытие детьми нового знания;                   3. Выявление места и причины                

                                                                                затруднения;

                                                                               4. Построение проекта выхода из

                                                                                затруднения;   

                                                                               5. Реализация построенного проекта;

                                                                               6. Первичное закрепление с        

                                                                               проговариванием во внешней речи; 

                                                                               7. Самостоятельная работа с

                                                                                самопроверкой по эталону;

4. Включение в систему знаний                         8. Включение в систему знаний и           

    и повторение;                                                    повторение;

5.Осмысление (итог).                                           9.Рефлексия учебной деятельности.                                    

                                                        

Мы видим, как схожи структуры занятий в ДОУ и уроков в школе по технологии деятельностного метода, поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

         Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.