«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"
Важным условием решения задач современной школы является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, включая дошкольное.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Ещё Л.С. Выготский говорил о том, что «школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Необходимость реальной преемственности – проблема, которая сохраняет свою актуальность и сейчас. Доказательством тому является сравнительная таблица портретов выпускников ДОУ и начальной школы:
Портрет выпускника ДОУ:
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
2. Любознательный, активный, интересуется новым,
3. Эмоционально отзывчивый
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
7. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
8. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
10. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Портрет выпускника начальной школы
1. Выполняющий правила здорового образа жизни
2. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
3. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
4. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
5. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
6. Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
7. Метапредметные результаты: владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
8. Метапредметные результаты
9. Предметные результаты
По моим наблюдениям и данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, которое включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Выполнение данной задачи возможно тогда, когда созданы условия обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад не только осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, но и формирует предпосылки учебной деятельности - фундамент для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Одним из важных принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который учит ребёнка самостоятельно добывать и применять знания.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Как выглядит методологическая преемственность между ДОУ и школой?
Дошкольная подготовка Начальная школа
1. Введение в ситуацию; 1. Мотивация к учебной деятельности;
2. Актуализация и затруднение в ситуации; 2. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном действии;
3. Открытие детьми нового знания; 3. Выявление места и причины
затруднения;
4. Построение проекта выхода из
затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону;
4. Включение в систему знаний 8. Включение в систему знаний и
и повторение; повторение;
5.Осмысление (итог). 9.Рефлексия учебной деятельности.
Мы видим, как схожи структуры занятий в ДОУ и уроков в школе по технологии деятельностного метода, поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.