Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Враг боек, да наш народ стоек.

Главная Методическая копилка В помощь учителю Развитие креативных способностей у учащихся в процессе обучения.

Развитие креативных способностей у учащихся в процессе обучения.

E-mail Печать PDF

Развитие креативных способностей у учащихся в процессе обучения.

 

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов".

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Изучив литературу по этой теме, я поняла, что одним из таких условий является творческий стиль преподавания, при котором просматриваются следующие линии поведения учителя (которых я стараюсь придерживаться):

  • умение поставить учебно-познавательные проблемы;
  • стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
  • поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям

Все это предполагает учение создавать атмосферу творчества на занятиях.

Атмосфера творчества создается путем:

  • Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).

При первой встрече с учениками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы:

Я = Я.

Продолжить эту работу можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга "с полуслова", разработки правил невербального общения, а в дальнейшем предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

  • Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я  Я)

При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.

  • Создание ситуации успеха

Творческие решения не могут быть "правильными" или "неправильными". При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.

Эффективность проводимой работы во многом зависит от  характера взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.

Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим

Помимо создания условий для творчества необходима  система творческих заданий и использование таких заданий  в процессе обучения.

В своей статье  к.п.н. Галина Владимировна Терехова свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей младших школьников в организации учебного процесса начальной школы, точнее о недостатке творческих заданий в учебниках по всем предметам.

И нам учителям начальной школы приходится насыщать учебный процесс творческими заданиями.

Например:

  1. Окружающий мир. Тема: «Грозные ветры». Составить кроссворд по теме «Ветер» или написать небольшое стихотворение.

Дует маленький дружок

Наш любимый ветерок.

В жаркий день он нам поможет

Всем прохладу принесёт.

А торнадо, ураганы

И тайфуны всем страшны!!!

Эти ветры всему Миру

Не важны и не нужны!!! (Баян Элина)

  1. Коллективная работа над сказкой об органах чувств.

Жили-были города: Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание. Жили дружно, друг другу помогали. Где глаза не доглядели - ухо услышало. Где нос не почувствовал глазки увидели, да руки помогли. Так, глядишь, опять беда стороною прошла.
(- А на самом деле так бывает?

Вывод 1: Органы чувств тесно взаимосвязаны между собой.)

            И вот однажды нежданно-негаданно напала неизвестно с какой стороны на города страшная болезнь. Стали города думу думать, как победить беду. Кто из них самый важный и беду одолеть сможет? (А как бы вы поступили на их месте?) Город Зрение стал убеждать всех, что он все видит вокруг и другим сообщает, а значит, ему и быть главным - его и должны все слушаться, тогда беду одолеть сумеем. Город Обоняние от волнения так разболелся, что даже запахи чувствовать перестал и сказал, что теперь, он уже ничем помочь не сможет. А Вкус стал говорить, что самое главное в жизни - это дети, а дети любят сладкое, а лучше меня никто в этом не разбирается, значит, мне и спасать города от напасти. Слух возразил, что никто без него ничего не услышит, а значит, ему и спасать всех. Город Осязание так рассмеялся, что даже мурашки по коже побежали. Эх, вы видите, слышите, но без меня вы холодное от горячего отличить не сможете, или кипятком ошпаритесь, или зимой замерзнете и не почувствуете.
(- Могут ли органы чувств обойтись друг без друга?

 Вывод 2: Органы чувств, при необходимости, могут частично заменить друг друга.)

            Спорили они три дня и три ночи, да так и не договорились, а болезнь не отступает, все сильнее становится. И вдруг по городам прошла весть, что в соседней стране, недалекой стороне живет мудрец Мозг. Он все про всех знает и всегда приходит на помощь. Решили Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание, втайне друг от друга, к мудрецу за советом отправиться. А, вернувшись, выиграть спор с городами. И вот собрались они снова для спора. Каждый вернулся от Мозга уверенный в своей правоте. Всех мудрец назвал важными и необходимыми. Задумались города, как же им болезнь одолеть, если все главными будут. Поняли органы чувств, что, захотев стать главными, без совета мудреца им не обойтись. Каждый из них часть дела знает, а общим делом управлять не может. И решили они доверить правление Мозгу. И попросили мудреца помочь им болезнь одолеть. Недаром говорят: сильнее все вместе, когда каждый на месте.
(- А как на самом деле осуществляется управление органами чувств?

Вывод 3: Органами чувств управляет мозг.

  Придумайте название получившейся сказки.)

  1. Литературное чтение. Сказка «Крочечка-Хаврошечка».

Разделите на части и составьте план для пересказа сказки. Вместо обычного словесного плана дети составили картинный план.

  1. Математика. Тема «Окружность. Циркуль». Для чего нужен циркуль? Что можно нарисовать циркулем?

Использование различных творческих заданий на уроках, способствует активизации творческого мышления, позволяет учащимся овладеть следующими качествами;

  1. Дети свободно адаптируются в социуме;
  2. Они начинают замечать мир в другом ракурсе;
  3. Ребенок ощущает проблему и пытается (не боится) ее решить;
  4. Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;
  5. Трепетное отношение к природе.

Литература:

  1. Бушуева Л.Е. Активизация творческого мышления школьников.//Начальная школа плюс до и после. №5, 2006.
  2. Терехова Г.В. Разработки. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе.// tereh@list.ru

 

Обновлено 19.02.2013 22:01