Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи, реализуемые во 2 классе:
1. Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
2. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
3. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
4. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Основное содержание
Наименование раздела |
2 кл |
1. Мир изобразительных (пластических искусств) |
10 |
2. Художественный язык изобразительного искусства |
10 |
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью |
14 |
Всего часов: |
34 |
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Количество часов в год - 34.
Количество часов в неделю - 1.
В результате изучения изобразительного искусства во 2 классе ученик должен
знать/понимать
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);
уметь
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
Учебно-методическое обеспечение
Примерные программы начального общего образования.
Сборник нормативных документов. Начальная школа. - М., Дрофа, 2007.
Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. - М., Просвещение, 2011.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2012.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. - М., Просвещение, 2012.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2012.
Тематическое планирование
кол-во часов по плану
|
Тема |
ИКТ |
Практическая работа |
1- урок |
Лето в произведениях художников
|
Презентация (Power Point) «Прогулки по летней Москве»
|
Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) |
2 урок |
Многоцветье земли в произведениях художников |
Презентация (Power Point) «Природа России в произведениях художников» |
Пейзаж (акварель) |
3 урок |
Экспериментируй с красками и кисточками |
Презентация (Power Point) «Как кисточки красоту рисовали»
|
Украшение головного убора девушки (акварель) |
4 урок |
Подивись палитре и форме сокровищ земли |
Видеофильм «Сокровища хозяйки Медной горы» |
Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь) |
5 урок |
В мастерской мастера-гончара |
Презентация (Power Point) «Не боги горшки обжигают» |
Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору) |
6 урок |
Как любуются формой живописцы и графики |
Презентация (Power Point) «Выразительные средства живописи и графики» |
Рисование с натуры цветов (графические материалы) |
7 урок |
Экспериментируй с графическими материалами |
Презентация (Power Point) «Работаем в технике граттажа» |
Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов |
8 урок |
Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов |
Презентация «Цветовые контрасты» |
Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь) |
9 урок |
В мастерской мастера-игрушечника |
Презентация Power Point) «Народная игрушка»
|
Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши) |
10 урок |
Цвет красный- прекрасный |
Презентация «Все оттенки красного» |
Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь) |
11 урок |
Как белый и черный цвета создают образ |
Презентация(Power Point) «Выразительные средства графики» |
Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь) |
12 урок |
В мастерской художника Гжели |
Презентация(Power Point) «Синяя сказка Гжели», |
Повтор узоров Гжели (акварель) |
13 урок |
Фантазируй волшебным гжельским мазком |
Флэш - игра «Нарисуй узоры» |
Повтор силуэтов деревьев (акварель) |
14 урок |
Маска, ты кто? |
презентация(Power Point) «История масок и маскарадов» |
Новогодняя маска (материалы по выбору) |
15 урок |
Радость зимнего праздника |
Презентация(Power Point) «Рождество в Москве» |
Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель) |
16 урок |
Мастера русского зодчества |
Презентация(Power Point) по теме |
Изображение храма (гуашь) |
17 урок |
Мастера русского зодчества |
Презентация(Power Point) по теме |
Изображение зимнего пейзажа (гуашь) |
18 урок |
Зимняя прогулка. Измени яркий цвет белилами |
Презентация (Power Point) по теме «Зимние прогулки по Москве» |
Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация) |
19 урок |
Русские изразцы |
Презентация(Power Point) по теме «Расписные терема Московского кремля» |
Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь) |
20 урок |
О чем рассказала русская печь |
|
Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь) |
21 урок |
Русское поле. Доблестные воины в произведениях русских художников |
Презентация(Power Point) по теме: « Русские богатыри» |
Композиция «Русское поле» (материалы по выбору) |
22 урок |
Образ русской женщины в искусстве |
Презентация(Power Point) по теме: «Женские образы в русских сказках» |
Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь) |
23 урок |
Сказки А.С.Пушкина в творчестве художников Палеха |
Презентация по теме: «Шкатулка с секретом» |
Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки) |
24-26 урок |
Как передать радость и веселье в произведениях изобразительного искусства |
Презентация по теме: «Народные праздники в творчестве русских художников» |
Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель) |
25 урок |
Натюрморты из предметов старинного быта |
Презентация по теме: «О чем рассказала картина» |
Украшение саночек (акварель, гуашь) |
26 урок |
Весна разноцветная |
Презентация по теме: «Весна в городе» |
Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель) |
27 урок |
Гостинец с весенней ярмарки |
Презентация по теме «Яркие краски русской ярмарки» |
Космический пейзаж (материалы по выбору) |
28 -29урок |
Братья наши меньшие |
Презентация по теме: «Рисуем животных» |
Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо) |
30 урок |
Цветут цветы в орнаментах народов мира |
Презентация по теме «Орнамент - древний язык народа |
Повтор узоров Полхов-Майдана. Роспись силуэта игрушки (акварель) |
31 урок |
Цветут цветы в орнаментах народов мира |
Флэш - игра «Составь орнамент» |
Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры) |
32урок |
Цветут цветы в орнаментах народов мира |
Презентация «Волшебный мир народного костюма» |
Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель) |
33 урок |
Здравствуй лето! |
|
|
34 урок |
Экскурсия в музей народных промыслов |
|
|