Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Боевые рубежи крепко держи.

Главная Методическая копилка В помощь учителю Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс.

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс.

E-mail Печать PDF

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.  

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

 

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

1.      Закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

2.      Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.

3.      Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.

4.      Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.

5.      Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Эрмитаж)  и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.

6.      Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

 

Основное содержание

 

 

Наименование раздела

2 кл

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

10

2. Художественный язык изобразительного искусства

10

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

14

Всего часов:

34

 

 

Мир изобразительных (пластических) искусств

(10 часов)

 Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств,  отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных  художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова,  И.Э.Грабаря,  ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(14 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация,  гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков,  дизайн одежды,  посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1.

 

В результате изучения изобразительного искусства во 2  классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Примерные программы начального общего образования.

Сборник нормативных документов. Начальная школа. - М.,  Дрофа, 2007.

Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. - М., Просвещение, 2011.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.,  Просвещение, 2012.

Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. - М., Просвещение, 2012.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2012.

 


Тематическое планирование

 

 

                                                                                      кол-во часов                                                                                                                                                              по плану

 

 

Тема

 

ИКТ

Практическая работа

 

1- урок

 

Лето в произведениях художников

 

 

Презентация (Power Point)

«Прогулки по летней Москве»

 

Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь)

2 урок

Многоцветье земли в произведениях

художников

Презентация (Power Point)

«Природа России в произведениях

художников»

Пейзаж (акварель)

3 урок

Экспериментируй с красками и кисточками

Презентация (Power Point)

«Как кисточки красоту рисовали»

 

Украшение головного убора девушки (акварель)

4 урок

Подивись палитре и форме сокровищ земли

Видеофильм  «Сокровища хозяйки Медной горы»

Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь)

5 урок

В мастерской мастера-гончара

Презентация (Power Point)

«Не боги горшки обжигают»

Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору)

6 урок

Как любуются формой живописцы и графики

Презентация (Power Point) «Выразительные средства живописи и графики»

Рисование с натуры цветов (графические материалы)

7 урок

Экспериментируй с графическими материалами

Презентация (Power Point)  «Работаем в технике граттажа»

Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов

 

8 урок

 

Экспериментируй с палитрой  цветовых контрастов

 

Презентация «Цветовые контрасты»

Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь)

9 урок

В мастерской мастера-игрушечника

Презентация Power Point) «Народная игрушка»

 

Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши)

10 урок

Цвет красный- прекрасный

Презентация «Все оттенки красного»

Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь)

11 урок

Как белый и черный цвета создают образ

Презентация(Power Point)  «Выразительные средства графики»

Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь)

12 урок

В мастерской художника Гжели

Презентация(Power Point)  «Синяя сказка Гжели»,

Повтор узоров Гжели (акварель)

13 урок

Фантазируй волшебным гжельским мазком

Флэш - игра «Нарисуй узоры»

Повтор силуэтов деревьев (акварель)

14 урок

Маска, ты кто?

презентация(Power Point) «История масок и маскарадов»

Новогодняя маска (материалы по выбору)

15 урок

Радость зимнего праздника

Презентация(Power Point)  «Рождество в Москве»

Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель)

16 урок

Мастера русского зодчества

Презентация(Power Point)  по теме

Изображение храма (гуашь)

17 урок

Мастера русского зодчества

Презентация(Power Point) по теме

Изображение зимнего пейзажа (гуашь)

18 урок

Зимняя прогулка. Измени яркий цвет белилами

Презентация (Power Point)  по теме «Зимние прогулки

по Москве»

Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация)

19 урок

Русские изразцы

Презентация(Power Point)   по теме «Расписные терема

Московского кремля»

Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь)

20 урок

О чем рассказала русская печь

 

Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь)

21 урок

Русское поле. Доблестные воины в произведениях русских художников

Презентация(Power Point)   по теме: « Русские богатыри»

Композиция «Русское поле» (материалы по выбору)

22 урок

Образ русской женщины в искусстве

Презентация(Power Point)   по теме: «Женские образы в русских   сказках»

Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь)

23 урок

Сказки А.С.Пушкина в творчестве художников Палеха

Презентация по теме: «Шкатулка с секретом»

Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки)

24-26 урок

Как передать радость и веселье  в произведениях изобразительного искусства

Презентация по теме: «Народные праздники в творчестве русских художников»

Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель)

25 урок

Натюрморты из  предметов старинного быта

Презентация по теме:

«О чем рассказала картина»

Украшение саночек (акварель, гуашь)

26 урок

Весна разноцветная

Презентация по теме: «Весна в городе»

Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель)

27 урок

Гостинец с весенней ярмарки

Презентация по теме «Яркие краски русской ярмарки»

Космический пейзаж (материалы по выбору)

28 -29урок

Братья наши меньшие

Презентация по теме: «Рисуем животных»

Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо)

30 урок

Цветут цветы в орнаментах народов мира

Презентация по теме «Орнамент - древний язык народа

Повтор узоров Полхов-Майдана. Роспись силуэта игрушки (акварель)

31 урок

Цветут цветы в орнаментах народов мира

Флэш - игра  «Составь орнамент»

Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры)

32урок

Цветут цветы в орнаментах народов мира

Презентация  «Волшебный мир народного костюма»

Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель)

33 урок

Здравствуй лето!

 

 

34 урок

Экскурсия в музей народных промыслов