Урок 9
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Таблица умножения и деления на 5».
Цели: Расширение понятийной базы (предметной и надпредметной); формирование умения самостоятельно строить и применять знания.
Задачи:
Образовательная:
1) составить таблицу умножения на связи со сложением одинаковых слагаемых и деления на взаимосвязи умножения и деления;
2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
Развивающая: развивать навыки устного счета, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, способствовать развитию умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, развивать самостоятельность детей, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, самостоятельные упражнения; способствовать формированию интереса к предмету.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, меня зовут Елена Александровна. Я очень рада вас видеть, и сегодня проведу у вас урок математики.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!
Будем думать мы, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
- Ребята! Возьмите рабочую карту. Запишите в ней дату:
14 марта. Классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
На доске числа 0 и 1.какие это числа?
- Составьте наименьшее 3- значное число из цифр 1 и 0? Какое это число.(100) Что мы можем про него сказать.
Запишите его 3 раза в раб карту правильно и аккуратно.
- Как вы думаете, почему именно это число мы написали? Как это число связано с историей города Кызыла? (2014 год - год 100-летнего юбилея нашего родного города - г. Кызыла.)
Что вы ещё знаете о Кызыле?
(Кызыл - столица Республики Тыва. Он основан в 1914 году. Название города часто менялось: в 1914-1918 гг. он назывался Белоцарск, в 1918-1920 гг. - Урянхайск, в 1920- 1926 гг. - Красный, а с 1926 г. - Кызыл.)
- Сто лет - это юбилей!
В БСЭ сказано, что ЮБИЛЕЙ - это годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; а также празднование такой годовщины.
Юбилей может быть пятилетним. Хотя для города это очень маленький срок.
Если в первый юбилей Кызылу было 5 лет, а каждый следующий юбилей это ещё +5 лет. Скажите, сколько лет было Кызылу во второй юбилей -? (10)
Как получили? по 5 лет взяли 2 раза.
Запишите это с помощью действия умножения: 5 ∙ 2 = 10
В третий-? (15) по 5 лет взяли 3 раза.
Запишите это с помощью действия умножения: 5 ∙ 3 = 15
В четвёртый -? (20) по 5 лет взяли 4 раза.запишите.
5 ∙ 4 = 20
- Как узнать, сколько лет было Кызылу в его 9 юбилей? По 5 взять 9 раз.
5 ∙ 9 =
Запишите, сколько это будет?
3. Выявление места и причины затруднения.
- У кого нет ответа? Почему?
Мы не можем записать, т.к. не знаем таблицу умножения на 5.
У кого есть ответ? Обоснуйте, т.е. предъявите эталон (таблицу умножения на 5!)
Не можем обосновать.
У нас возникло затруднение, у нас нет эталона.
Итак, какая тема сегодняшнего урока?
Тема урока: Таблица умножения и деления на 5.
- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы выйти из затруднения?
1. Составим таблицу умножения и деления на 5;
2. Научимся решать различные задания, применяя таблицу умножения и деления на 5.
5. Реализация построенного проекта
- Какие следующие выражения будут в таблице умножения на 5? Запишите их в рабочие карты.
5 ∙ 2 = 10 |
|
|
|
5 ∙ 3 = 15 |
|
|
|
5 ∙ 4 = 20 |
|
|
|
5 ∙ 5 = |
|
|
|
5 ∙ 6 = |
|
|
|
5 ∙ 7 = |
|
|
|
5 ∙ 8 = |
|
|
|
5 ∙ 9 = |
|
|
|
- Правильно!
Посмотрите на результат первых трёх выражений. Что происходит с ним? (Он увеличивается на 5)
- Как найти результат следующих выражений? (Нужно к предыдущему результату прибавлять по 5)
Найдите значение этих выражений. 1 ученик у доски комментирует.
Ребята, правильно он нашёл значение данных выражений?
Молодец! Пройди на своё место.
Сейчас нам необходимо найти значение выражений во 2, 3, 4 столбиках.
- На какие действия данные выражения? (на действия умножение и деление)
- Как называются компоненты действия умножения? Деления?
- Каким правилом воспользуемся, чтобы найти значение выражений 2 столбика? (Заполним, используя переместительное свойство умножения).
- Какие знания помогут заполнить 3 и 4 столбик? Что мы знаем про действие деления? Как связано деление с умножением? (* и : взаимообратные операции).
- Какой пример не требует перестановки множителей? 5*5. Почему? (Множители одинаковые.) Найдите значение выражений 2, 3, 4 столбиков заполняя таблицу по строчкам.
Стр. учебника - 23
Мы составили таблицу умножения и деления на 5. Сравните её с эталоном!
У всех она составлена правильно! Молодцы! У вас на столах лежат эталоны. Они помогут вам, если возникнет затруднение. Посмотрите в эталон.
Сколько же лет было Кызылу в его 9-ый юбилей? 45!
Какое равенство в эталоне помогло ответить на вопрос? 5 ∙ 9 = 45
Мы выполнили трудную, но интересную и полезную работу. Пора отдохнуть.
- Звучит тувинская народная песня «Дэн-дээн». Повторяйте движение за мной.
ФИЗМИНУТКА.
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Продолжаем работу. Выполняем вычисления «по цепочке» с места с проговариванием.
«По-цепочке» 1 ряд |
Найдите значение следующих выражений , работая в парах. Проговаривайте решение друг другу: |
|
7 ∙ 5 = |
35 : 5= |
8 · 5 = |
40 : 8 = |
||
25 : 5 = |
6 ∙ 5 = |
45 : 5 = |
5 ∙ 9 = |
- Проверьте свои результаты:
Образец: |
|
|
35 : 5=7 |
8 · 5 =40 |
|
6 ∙ 5 =30 |
45 : 5 =9 |
|
- Сложно было выполнять вычисления? Что помогло вам найти значение выражений правильно?
- У кого были ошибки? В чём ошибка? Исправьте её.
Следующий этап.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Сейчас проверим, справитесь ли вы с заданием самостоятельно, вставляя в окошки пропущенные числа.
Выполните задания самостоятельно:
5 ∙ х = 25 |
х ∙ 6 = 30 |
45 : х = 5 |
х : 7 = 5 |
- Проверьте свои результаты по образцу:
5* 5=25 |
5*6=30 |
45:9=5 |
35:7=5 |
- Кто из вас ошибся?
-В чём ваша ошибка?
-Исправьте ошибку.
-Что нужно сделать, чтобы не ошибаться? (Нужно тренироваться)
- Кто не ошибся? вывод: Вы всё хорошо усвоили.
Как вы нашли второй множитель в первом равенстве? (5 ∙ 5 = 25,значит, пропущено число 5)
В третьем?45 это 9*5, значит 45:9=5
8. Включение в систему знаний и повторение.
На рабочих картах даны 3 варианта заданий.
Выберите задания для себя. Кто желает выполнить задание 2 варианта у доски? Кто желает решить задачу у доски?
Кто желает найти значение выражений? Объясняй с места.
Остальные пишут решение выбранных заданий на рабочих картах. Приступаем.
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
|||||||||||||
40 : 5 + 5 = 5 ∙ 7 - 30 = 9 ∙ 5 + 15 = |
|
1)
2)
3)
4) |
К юбилею города в 8 микрорайонах оформили клумбы с цветами по 5 штук в каждом и ещё 10 клумб в парке. Сколько всего клумб было оформлено в городе к юбилею?
|
||||||||||||
Что нужно было сделать в 1 задании? Во втором? В третьем?
Справились мы с заданиями? У кого были затруднения? Это не беда. Вам нужно ещё потренироваться.
На рабочих картах для вас дано домашнее задание для тренировки:
- Хорошо выучить т\у и деления на 5;
- На стр.23 учебника выполнить № 2 (1 и 2 столбики). Это выражения, похожие на те, что мы сегодня с вами уже решали;
- По желанию: составьте сами задачу, используя табличные случаи умножения и деления на 5.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Подведём итог нашей работы.
- Какова тема сегодняшнего урока?
-Какую цель мы перед собой ставили?
- Удалось ли достичь цели? (Сегодня на уроке мы сами ОНЗ).
- Каким способом мы открыли нов.знание?
- Кто почувствовал радость от работы на уроке?
- Какой вид работы вам понравился?
- Что интересного вы узнали?
Надеюсь, что Ваши знания пригодятся вам в будущем.
А также, у вас появится желание принять участие в акции «100 добрых». Число 100 - достаточно условное, их может быть и 100, и 110. Главное, чтобы каждый житель республики проявил желание и постарался сделать в подарок к юбилею свое доброе дело. Добрые дела нужно делать не только к празднику, а всегда.
С чего начинается река? Разве не с малых ручейков, благодаря которым она превращается в бурный поток.
С чего же начнём мы наши «добрые дела?». Постараемся сделать всё, чтоб наш город процветал! Процветания и благополучия всем кызылчанам!
Нашему родному городу и всем его жителям желаю процветания и благополучия.
Научились мы сегодня
умножать, делить на 5!
Эти знания теперь мы
Будем в жизни применять.
Городу родному
Дружно мы поможем,
Добрые дела
Смело преумножим!
Будем для Кызыла
От души трудиться,
Добрыми поступками
Сможем мы гордиться.