Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Главная Методическая копилка Уроки Урок математики. Таблица умножения и деления на 5

Урок математики. Таблица умножения и деления на 5

E-mail Печать PDF

 

Урок 9

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Таблица умножения и деления на 5».

Цели: Расширение понятийной базы (предметной и надпредметной); формирование умения самостоятельно строить и применять знания.

Задачи:

Образовательная:

1) составить таблицу умножения на связи со сложением одинаковых слагаемых и деления на взаимосвязи умножения и деления;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Развивающая: развивать навыки устного счета, умения сравнивать, анализировать и делать выводы, способствовать развитию умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, развивать самостоятельность детей, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, самостоятельные упражнения; способствовать формированию интереса к предмету.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, меня зовут Елена Александровна. Я очень рада  вас видеть, и сегодня проведу у вас урок математики.

   Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!

    Будем думать мы, писать, и решать задачи,
      Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла  удача.

- Ребята! Возьмите рабочую карту. Запишите в ней дату:

 14 марта. Классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

На доске числа 0 и 1.какие это числа?

- Составьте  наименьшее 3- значное число из цифр 1 и 0? Какое это число.(100) Что мы можем про него сказать.

Запишите его 3 раза в раб карту правильно и аккуратно.

- Как вы думаете, почему именно это число мы написали? Как это число связано с историей города Кызыла? (2014 год - год 100-летнего юбилея нашего родного города -  г. Кызыла.)

Что вы ещё знаете о Кызыле?

(Кызыл - столица Республики Тыва. Он основан в 1914 году. Название города часто менялось: в 1914-1918 гг. он назывался Белоцарск, в 1918-1920 гг. - Урянхайск, в 1920- 1926 гг. - Красный, а с 1926 г. - Кызыл.)

- Сто лет - это юбилей!

В БСЭ сказано, что ЮБИЛЕЙ - это годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; а также празднование такой годовщины.

Юбилей может быть пятилетним. Хотя для города это очень маленький срок.

Если в первый юбилей Кызылу было 5 лет, а каждый следующий юбилей это ещё +5 лет. Скажите, сколько лет было Кызылу во второй юбилей -? (10)

Как получили?  по 5 лет взяли 2 раза.

Запишите это с помощью действия умножения: 5 ∙ 2 = 10

В третий-? (15) по 5 лет взяли 3 раза.

Запишите это с помощью действия умножения: 5 ∙ 3 = 15

В четвёртый -? (20) по 5 лет взяли 4 раза.запишите.

                                                                                   5 ∙ 4 = 20

- Как узнать, сколько лет было Кызылу в его 9 юбилей? По 5 взять 9 раз.

5 ∙ 9 =

Запишите, сколько это будет?

3. Выявление места и причины затруднения.

- У кого нет ответа?      Почему?

Мы не можем записать, т.к. не знаем таблицу умножения на 5.

У кого есть ответ?        Обоснуйте, т.е. предъявите эталон (таблицу умножения на 5!)

Не можем обосновать.

У нас возникло затруднение, у нас нет эталона.

Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Таблица умножения и деления на 5.

- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы выйти из затруднения?

1.  Составим таблицу умножения и деления на 5;

2. Научимся  решать различные задания, применяя таблицу умножения и деления на 5.

5. Реализация построенного проекта

- Какие следующие выражения будут в таблице умножения на 5? Запишите их в рабочие карты.

5 ∙ 2 = 10

 

 

 

5 ∙ 3 = 15

 

 

 

5 ∙ 4 = 20

 

 

 

5 ∙ 5 =

 

 

 

5 ∙ 6 =

 

 

 

5 ∙ 7 =

 

 

 

5 ∙ 8 =

 

 

 

5 ∙ 9 =

 

 

 

 - Правильно!

Посмотрите на результат первых трёх выражений. Что происходит с ним? (Он увеличивается на 5)

- Как найти результат следующих  выражений? (Нужно к предыдущему результату прибавлять по 5)

Найдите значение этих выражений. 1 ученик у доски комментирует.

Ребята, правильно он нашёл значение данных выражений?

Молодец! Пройди на своё место.

 Сейчас нам необходимо найти значение выражений во 2, 3, 4 столбиках.

- На какие действия данные выражения? (на действия умножение и деление)

- Как называются компоненты действия умножения?  Деления?

- Каким правилом воспользуемся, чтобы найти значение выражений 2 столбика? (Заполним, используя переместительное свойство умножения).

- Какие знания помогут заполнить 3 и 4 столбик? Что мы знаем про действие деления? Как связано деление с умножением? (* и : взаимообратные операции).

- Какой пример не требует перестановки множителей? 5*5. Почему? (Множители одинаковые.) Найдите значение выражений 2, 3, 4 столбиков заполняя таблицу по строчкам.

Стр. учебника - 23

Мы составили таблицу умножения и деления на 5. Сравните её с эталоном!

У всех она составлена правильно! Молодцы! У  вас на столах лежат эталоны. Они помогут вам, если возникнет затруднение. Посмотрите в эталон.

Сколько же лет было  Кызылу в его 9-ый юбилей? 45!

Какое равенство в эталоне помогло ответить на вопрос? 5 ∙ 9 = 45

Мы выполнили трудную, но интересную и полезную работу. Пора отдохнуть.

- Звучит тувинская народная песня «Дэн-дээн». Повторяйте движение за мной.

ФИЗМИНУТКА.

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Продолжаем работу.  Выполняем вычисления «по цепочке» с места с проговариванием.  

 

 

«По-цепочке»

1 ряд

Найдите значение следующих выражений , работая в парах. Проговаривайте решение друг другу:

7 ∙ 5 =

35 : 5=

8 · 5 =

40 : 8 =

25 : 5 =

6 ∙ 5 =

45 : 5 =

5 ∙ 9 =       

- Проверьте свои результаты:

Образец:

 

35 : 5=7

8 · 5 =40



6 ∙ 5 =30

45 : 5 =9



- Сложно было выполнять вычисления? Что помогло вам найти значение выражений правильно?

- У кого были ошибки? В чём ошибка? Исправьте её.

Следующий этап.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Сейчас проверим, справитесь ли вы с заданием самостоятельно, вставляя в окошки пропущенные числа.

Выполните задания самостоятельно:

5 ∙  х          = 25

х    ∙ 6   = 30

45 :  х         = 5

х  : 7 = 5

- Проверьте свои результаты по образцу:

5* 5=25
5*6=30
45:9=5
35:7=5

- Кто из вас ошибся?

-В чём ваша ошибка?

-Исправьте ошибку.

-Что нужно сделать, чтобы не ошибаться? (Нужно тренироваться)

- Кто не ошибся? вывод: Вы всё хорошо усвоили.

Как вы нашли второй множитель в первом равенстве? (5 ∙ 5 = 25,значит, пропущено число 5)

В третьем?45 это 9*5, значит 45:9=5

8. Включение в систему знаний и повторение.

На рабочих  картах даны 3 варианта заданий.

Выберите задания для себя. Кто желает выполнить задание 2 варианта у доски? Кто желает решить задачу у доски?

Кто желает найти значение выражений? Объясняй с места.

Остальные пишут решение выбранных заданий на  рабочих картах. Приступаем.

 

1 вариант

2 вариант

3 вариант

 

40 : 5 + 5  =

5 ∙ 7 - 30  =

9 ∙ 5 + 15  =

Х

 

-21

 

 :8

 

∙5

 

+7

 

32

 

 

1)

 

2)

 

3)

 

4)

К юбилею города в 8 микрорайонах оформили клумбы с цветами по 5 штук в каждом и ещё 10 клумб в парке. Сколько всего клумб было оформлено в городе к юбилею?

 





Что нужно было сделать в 1 задании? Во втором? В третьем?

Справились мы с заданиями? У кого были затруднения? Это не беда. Вам нужно ещё потренироваться.

На рабочих картах для вас дано домашнее задание для тренировки:

  • Хорошо выучить т\у и деления на 5;
  • На стр.23 учебника выполнить № 2 (1 и 2 столбики). Это выражения, похожие на те, что мы сегодня с вами уже решали;
  • По желанию: составьте сами задачу, используя табличные случаи умножения и деления на 5.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Подведём итог нашей работы.

- Какова тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели? (Сегодня на уроке мы сами ОНЗ).

- Каким способом мы открыли  нов.знание?

- Кто почувствовал радость от работы на уроке?

- Какой вид работы вам понравился?

- Что интересного вы узнали?

Надеюсь, что Ваши знания пригодятся вам в будущем.

А также, у вас появится желание принять участие в акции «100 добрых». Число 100 - достаточно условное, их может быть и 100, и 110. Главное, чтобы каждый житель республики  проявил желание и постарался сделать в подарок к юбилею свое доброе дело. Добрые дела нужно делать не только к празднику, а всегда.

С чего начинается река? Разве не с малых ручейков, благодаря которым она превращается в бурный поток.

С чего же начнём мы наши «добрые дела?». Постараемся сделать всё, чтоб наш город процветал! Процветания и благополучия всем кызылчанам!

Нашему родному городу  и всем его жителям желаю  процветания и благополучия.

Научились мы сегодня

умножать, делить на 5!

Эти знания теперь мы

Будем в жизни применять.

Городу родному

Дружно мы поможем,

Добрые дела

Смело преумножим!

Будем для Кызыла

От души трудиться,

Добрыми поступками

Сможем мы гордиться.

 

Вложения:
Скачать файл (den-den.mp3)музыка[ ]4405 Kb
Скачать файл (t.mp3)t.mp3[ ]3051 Kb
Скачать файл (К уроку 9. Таблица умножения и деления на 5.ppt)Презентация к уроку[ ]1887 Kb
Обновлено 09.02.2014 15:17