Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Маленькая ложь за собою большую ведет.

Главная Методическая копилка Уроки Урок математики. Умножение и деление на 10 и на 100.

Урок математики. Умножение и деление на 10 и на 100.

E-mail Печать PDF

 

Урок 21

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100».

Основные цели:

1) сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;

2) тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Демонстрационный материал:

1) высказывание для этапа 1:

2) эталон смысла действия умножения (из урока 22, часть 2, М-2);

3) эталон переместительного свойства умножения (из урока 26, часть 2, М-2);

4) эталон смысла действия деления (из урока 31, часть 2, М-2);

5) задание для пробного действия:

6) эталон умножения на 10 и на 100:                    7) эталон деления на 10 и на 100:

8) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
9) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
За «новыми» знаниями мы сегодня пойдем
Смекалку, фантазию с собою возьмем,
С дороги верной  не свернем.

2. Минутка чистописания.

В рабочих картах запишите дату: __ апреля. Классная работа.

Посмотрите на доску. Перед вами числа. Назовите их. Какие цифры вы использовали в записи данных чисел? Продолжите данную закономерность на 1 число. Какое число вы записали?

Какая закономерность здесь? (К каждому следующему числу справа  приписали один 0)
Назовите операцию обратную данной? (Убрали один 0)

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Какое из данных чисел является значимым для нашего города, Республики, страны? Почему?

100 - летний юбилей г.Кызыла и 100 лет  со дня Единения России и Тувы. К 100-летнему юбилею города объявлен специальный проект «Шаги к 100-летию». Мы сегодня сможем внести свой вклад в подготовку к празднованию важной исторической даты. Для этого мы создадим проект «Детский мир». Посмотрите на экран. Поднимите руки, кто из вас ходил со своими родителями в «Детский мир» за покупками? Я предлагаю облагородить прилежащую к магазину территорию. Что можно здесь разместить, чтоб вам и другим детям было там интересно? (Игровая площадка с качелями, скамейки, фонари и тд).

Самое интересное для детей это игровая площадка. Эту площадку надо замостить плитками самыми большими  по площади из 3 предложенных плиток. На какую геометрическую фигуру похожи плитки?

 (На прямоугольник). Как узнать площадь плитки, если известна длина её сторон:

Первая - 5 дм и 100 дм.

Вторая -  2 дм и 100 дм.

Третья - 3 дм и 100 дм.

S =b

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Найдите S!  

Первый ряд находит S 1-ой плитки:  5 ·100=?

второй ряд - S второй плитки: 2 ·100=?

3 ряд S третьей плитки: 3 ·100=?

- У кого нет ответа?      Почему?

Мы не можем решить, т.к. не знаем правило умножения на 100.

У кого есть ответ?        Обоснуйте, т.е. предъявите правило умножения на 100)

Не можем обосновать.                                                

Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Умножение и деление числа на 10 и 100.

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. Открыть правило (алгоритм) умножения  и деления чисел на 10 и на 100.

2. Научимся  решать различные задания, применяя это правило.

- Какие воспитательные цели вы поставите перед собой? Над чем будете работать?

4. Реализация построенного проекта

 

5 · 100=?

2 · 100=?

3 · 100=?

                       

На какое действие данные выражения? (умножение). Как называются компоненты действия умножения?

Какое свойство умножения вы знаете? (переместительное).

Примените его к нашим выражениям.

Представьте данное выражение в виде суммы. Какие слагаемые будут в выражении?

а ·в

в ·а

Сумма

Резуль-тат

5 ·100 =

100·5

100+100+100+100+100

500

2 ·100 =

100·2

100+100

200

3 ·100 =

100·3

100+100+100

300

Посмотрите на 1 и последний столбик. Подумайте и сделайте вывод, продолжив незаконченные предложения:

Вывод: При умножении числа на 100, к нему можно приписать справа _____________.

             А если мы будем умножать на 10?

Вывод:  При умножении числа на 10, к нему можно приписать справа ______________.

Далее работа организуется фронтально со всем классом:

-         Какое действие обратное умножению? Как вы думаете, если при умножении мы приписываем нули, то при делении... (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)

Какой эталон мы можем составить?

Вывод: При делении числа на 100, справа от него можно отбросить  ______________________.

При делении числа на 10, справа от него можно отбросить    ______________________.

 

Запишем символами:

       
 

* · 10 = *0

* · 100 = *00

 
 

*0 : 10 = *

* 00 : 100 =* *00

 

 

 

 

 

-         Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

-         Откройте учебники на странице 54. Проверьте. Чтение правила на странице 54.

-         Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.) Раздать учащимся эталоны.

-         Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

-         Что вы можете теперь делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)

-         Итак, чему равна S плиток? Площадь какой из них будет наибольшей?

 

Площадь (S)

1 плитка

500 дм2

2 плитка

200 дм2

3 плитка

300дм2

 

 

 

 

Площадку замостили плитками и поставили на ней детский городок с качелями.

-         Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание). Эти знания нам помогут в выполнении нашего проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фронтальная работа.

«По-цепочке»:

7 ∙ 10 =

550 : 10 =

600 : 100 =       

10 ∙ 100 =

Дети по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

-         Умножаю 7 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 7 один ноль. Получаю число 70.

Вам понятен алгоритм умножения и деления числа на 10 и 100?

Проверим себя. Выполним самостоятельную работу и посчитаем, сколько банок краски истратили при оформлении площадки.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону:

     Красная

  ∙ 10 = 40

Жёлтая

10 ∙           = 120

Синяя

1000 :      = 100

Зелёная

500 : 100 = 

 

 

 

 

-         Проверьте свои результаты.

-         Кто из вас ошибся?

-         В чем ошибка?

-         Исправьте ошибки.

-         Что нужно сделать, чтобы не ошибаться? (Нужно тренироваться)

-          Кто не ошибся? Вывод: Вы всё хорошо усвоили. Каким правилом пользовались?

8. Включение в систему знаний и повторение.

-         Я предлагаю потренироваться ещё, решая различные задания.

Мы узнаем, сколько фонарей, брусков для скамеек и саженцев необходимо для оформления прилежащей к магазину территории.

-         Найдите на партах задание. Выполните его, работая в группах по 4 человека, соблюдая все правила работы в группах. Ответ запишите на отдельном листе.

Для освещения площади у магазина «Детский мир» закупили фонари. Решив уравнение правильно, вы узнаете, сколько фонарей закупили.

80: х=10

Для 10 скамеек напили по 12 брусков. Сколько всего брусков напилили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На территории прилежащей к магазину «Детский мир» 100 человек высадили по 4 саженца кустарника. Сколько всего саженцев было посажено у магазина?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка:

-         Прочитайте первую задачу.

-         Какой ответ задачи?

-         Как решали задачу? Решение оставшихся задач организуется аналогично.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-         Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения и деления числа  на 10 и на 100.)

-         Удалось ли достичь цели? Докажите. Нужно ли нам ещё тренироваться в применении нового правила?

Домашнее задание:

 Обязательно: Выучить  правило на стр.54, стр.55 № 7  (любые 2 уравнения);

     По желанию: № 8 (задание под *);

                      нарисуйте свой проект площади, прилежащей к магазину «Детский мир».

-         Посмотрите на наш проект. Нравится он вам? Как вы думаете, чего на нём не хватает? (Цветов)       Цветы у вас на партах. Кто научился умножать и делить числа на 10 и на 100 и правильно выполнил все задания на уроке, возьмите жёлтые цветы и поднимите их. Теперь пройдите к доске, и разместите их на клумбах.

-         Кто научился умножать и делить числа на 10 и на 100, выполнял задания, но у вас ещё есть трудности, возьмите красные цветы и разместите их на вазонах.

Наш проект стал лучше? Кто почувствовал радость от работы на уроке?

Солнышко увидело, какие мы дружные, трудолюбивые  и как сильно мы любим свой родной город, выглянуло из-за тучи и засияло ещё ярче, даря нам своё тепло. Какие мы молодцы! Спасибо за урок!

 

 

Обновлено 05.01.2014 18:51