Урок 21
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100».
Основные цели:
1) сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;
2) тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.
Демонстрационный материал:
1) высказывание для этапа 1:
2) эталон смысла действия умножения (из урока № 22, часть 2, М-2);
3) эталон переместительного свойства умножения (из урока № 26, часть 2, М-2);
4) эталон смысла действия деления (из урока № 31, часть 2, М-2);
5) задание для пробного действия:
6) эталон умножения на 10 и на 100: 7) эталон деления на 10 и на 100:
8) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
9) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
За «новыми» знаниями мы сегодня пойдем
Смекалку, фантазию с собою возьмем,
С дороги верной не свернем.
2. Минутка чистописания.
В рабочих картах запишите дату: __ апреля. Классная работа.
Посмотрите на доску. Перед вами числа. Назовите их. Какие цифры вы использовали в записи данных чисел? Продолжите данную закономерность на 1 число. Какое число вы записали?
Какая закономерность здесь? (К каждому следующему числу справа приписали один 0)
Назовите операцию обратную данной? (Убрали один 0)
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Какое из данных чисел является значимым для нашего города, Республики, страны? Почему?
100 - летний юбилей г.Кызыла и 100 лет со дня Единения России и Тувы. К 100-летнему юбилею города объявлен специальный проект «Шаги к 100-летию». Мы сегодня сможем внести свой вклад в подготовку к празднованию важной исторической даты. Для этого мы создадим проект «Детский мир». Посмотрите на экран. Поднимите руки, кто из вас ходил со своими родителями в «Детский мир» за покупками? Я предлагаю облагородить прилежащую к магазину территорию. Что можно здесь разместить, чтоб вам и другим детям было там интересно? (Игровая площадка с качелями, скамейки, фонари и тд).
Самое интересное для детей это игровая площадка. Эту площадку надо замостить плитками самыми большими по площади из 3 предложенных плиток. На какую геометрическую фигуру похожи плитки?
(На прямоугольник). Как узнать площадь плитки, если известна длина её сторон:
Первая - 5 дм и 100 дм.
Вторая - 2 дм и 100 дм.
Третья - 3 дм и 100 дм.
S =a·b
ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Найдите S!
Первый ряд находит S 1-ой плитки: 5 ·100=?
второй ряд - S второй плитки: 2 ·100=?
3 ряд S третьей плитки: 3 ·100=?
- У кого нет ответа? Почему?
Мы не можем решить, т.к. не знаем правило умножения на 100.
У кого есть ответ? Обоснуйте, т.е. предъявите правило умножения на 100)
Не можем обосновать.
Итак, какая тема сегодняшнего урока?
Тема урока: Умножение и деление числа на 10 и 100.
- Какие цели мы поставим перед собой?
1. Открыть правило (алгоритм) умножения и деления чисел на 10 и на 100.
2. Научимся решать различные задания, применяя это правило.
- Какие воспитательные цели вы поставите перед собой? Над чем будете работать?
4. Реализация построенного проекта
5 · 100=?
2 · 100=?
3 · 100=?
На какое действие данные выражения? (умножение). Как называются компоненты действия умножения?
Какое свойство умножения вы знаете? (переместительное).
Примените его к нашим выражениям.
Представьте данное выражение в виде суммы. Какие слагаемые будут в выражении?
а ·в |
в ·а |
Сумма |
Резуль-тат |
5 ·100 = |
100·5 |
100+100+100+100+100 |
500 |
2 ·100 = |
100·2 |
100+100 |
200 |
3 ·100 = |
100·3 |
100+100+100 |
300 |
Посмотрите на 1 и последний столбик. Подумайте и сделайте вывод, продолжив незаконченные предложения:
Вывод: При умножении числа на 100, к нему можно приписать справа _____________.
А если мы будем умножать на 10?
Вывод: При умножении числа на 10, к нему можно приписать справа ______________.
Далее работа организуется фронтально со всем классом:
- Какое действие обратное умножению? Как вы думаете, если при умножении мы приписываем нули, то при делении... (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)
Какой эталон мы можем составить?
Вывод: При делении числа на 100, справа от него можно отбросить ______________________.
При делении числа на 10, справа от него можно отбросить ______________________.
Запишем символами:
|
|
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебники на странице 54. Проверьте. Чтение правила на странице 54.
- Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.) Раздать учащимся эталоны.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)
- Итак, чему равна S плиток? Площадь какой из них будет наибольшей?
|
Площадь (S) |
1 плитка |
500 дм2 |
2 плитка |
200 дм2 |
3 плитка |
300дм2 |
Площадку замостили плитками и поставили на ней детский городок с качелями.
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание). Эти знания нам помогут в выполнении нашего проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
«По-цепочке»: |
7 ∙ 10 = |
550 : 10 = |
600 : 100 = |
10 ∙ 100 = |
Дети по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
- Умножаю 7 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 7 один ноль. Получаю число 70.
Вам понятен алгоритм умножения и деления числа на 10 и 100?
Проверим себя. Выполним самостоятельную работу и посчитаем, сколько банок краски истратили при оформлении площадки.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону:
Красная |
∙ 10 = 40 |
Жёлтая |
10 ∙ = 120 |
Синяя |
1000 : = 100 |
Зелёная |
500 : 100 = |
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Что нужно сделать, чтобы не ошибаться? (Нужно тренироваться)
- Кто не ошибся? Вывод: Вы всё хорошо усвоили. Каким правилом пользовались?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Я предлагаю потренироваться ещё, решая различные задания.
Мы узнаем, сколько фонарей, брусков для скамеек и саженцев необходимо для оформления прилежащей к магазину территории.
- Найдите на партах задание. Выполните его, работая в группах по 4 человека, соблюдая все правила работы в группах. Ответ запишите на отдельном листе.
Для освещения площади у магазина «Детский мир» закупили фонари. Решив уравнение правильно, вы узнаете, сколько фонарей закупили. 80: х=10 |
Для 10 скамеек напили по 12 брусков. Сколько всего брусков напилили?
|
На территории прилежащей к магазину «Детский мир» 100 человек высадили по 4 саженца кустарника. Сколько всего саженцев было посажено у магазина?
|
Проверка:
- Прочитайте первую задачу.
- Какой ответ задачи?
- Как решали задачу? Решение оставшихся задач организуется аналогично.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения и деления числа на 10 и на 100.)
- Удалось ли достичь цели? Докажите. Нужно ли нам ещё тренироваться в применении нового правила?
Домашнее задание: Обязательно: Выучить правило на стр.54, стр.55 № 7 (любые 2 уравнения); По желанию: № 8 (задание под *); нарисуйте свой проект площади, прилежащей к магазину «Детский мир». |
- Посмотрите на наш проект. Нравится он вам? Как вы думаете, чего на нём не хватает? (Цветов) Цветы у вас на партах. Кто научился умножать и делить числа на 10 и на 100 и правильно выполнил все задания на уроке, возьмите жёлтые цветы и поднимите их. Теперь пройдите к доске, и разместите их на клумбах.
- Кто научился умножать и делить числа на 10 и на 100, выполнял задания, но у вас ещё есть трудности, возьмите красные цветы и разместите их на вазонах.
Наш проект стал лучше? Кто почувствовал радость от работы на уроке?
Солнышко увидело, какие мы дружные, трудолюбивые и как сильно мы любим свой родной город, выглянуло из-за тучи и засияло ещё ярче, даря нам своё тепло. Какие мы молодцы! Спасибо за урок!