Тема: Страны и народы на политической карте мира.
Цели: Познакомить с политической картой мира;
Научить находить страны на карте и называть их столицы;
Развитие умения работать в парах, группах;
Воспитание толерантности и уважительного отношения к
культурному многообразию человечества.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Сейчас проверь, мой ученик,
готовь ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас урок ОНЗ. Как мы будем открывать новые знания? (САМИ)
- Что для этого мы будем делать?
(Сначала мы поймём, что не знаем. Потом САМИ найдём способ).
- Что мы будем делать сейчас?(Повторять то, что пригодится для ОНЗ)
А) Проверка домашнего задания:
Карточки для ребят 2 варианта:
На планете (сколько?)____ материков. Самый большой из них ____________, а самый маленький __________________.
Два материка ____________ и ____________________ образуют одну часть света, которая называется ________________.
А на материке ___________________ располагается две части света: ___________ и ________________.
Фронтальная работа с остальными:
а) Что такое Часть света?
б) Что такое материк?
в)Как иначе называют материки?
- Отгадайте загадки:
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида,
Он готов поведать людям,
Как прекрасна ... (Антарктида).
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нем всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралии).
Здесь горы-великаны:
Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки - Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ... (Евразии).
Раскалена от жары
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны -
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой ... (Африке).
-Положите, пожалуйста, карточки на край стола.
Продолжаем работу.
-Ребята, где мы можем увидеть все материки одновременно? (на глобусе и карте).
-Что такое карта?
С какой картой мы познакомились на прошлом уроке?
-Посмотрите на физическую карту мира. О чем говорят ее краски?
(Голубым цветом обозначены моря и океаны, коричневым - горы, зеленым и желтым - равнины.)
- Что еще можете узнать по физической карте?
(Название материков, гор, морей, пустынь, больших городов и т. д.)
- Какие виды карт вы ещё знаете?
- Посмотрите на эту карту. (Учитель закрыл название карты.)
- Чем отличается эта карта от Физической карты? (Цветами. Здесь нет, привычных нам рек, гор, низменностей).
- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА КАРТА? (Учитель открывает название карты.)
3. Пробное действие: Что можно определить по этой карте?
(Мы не можем ответить на этот вопрос, т.к. мы этого ещё не знаем)
Итак, какова ТЕМА нашего урока?
Страны и народы на политической карте мира.
- Какие цели мы поставим перед собой? Узнать, что изображено на ПКМ и что можно определить по ней?
4. ОНЗ.
- Поможет вам ответить на поставленный вопрос небольшой аудиосюжет. Вы внимательно слушайте и запоминайте.
1 страница аудиоурока
-Что узнали сейчас?
!!! Карты, на которых изображены разные страны, называются политическими.
- Сравним данное определение с определением в учебнике: стр. 29.
Заполним таблицу.
|
Страна |
Столица |
Соседи |
Размер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Посмотрите на карту.
На ней выделены девять стран, которые владеют самыми большими территориями. Номер на карте указывает на место в списке стран по их величине. Определите эти страны и подпишите на карте, работая в парах.
- Покажите эти страны на карте у доски. Пользуясь политической картой, соедини стрелочками названия стран с их столицами.
1. Россия Вашингтон
2. Канада Пекин
3. Китай Москва
4. США Оттава
5. Бразилия Канберра
6. Австралия Бразилиа
7. Индия Буэнос-Айрес
8. Аргентина Астана
9. Казахстан Дели
- Продолжим наше путешествие по самому большому материку Евразия. Назовите страны - соседи России.
(По суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея.
По морю: США, Япония.)
- На политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, часто говорящие на разных языках. Как же они понимают дpyr друга?
- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав материал учебника на стр.30-31.
(В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей.)
Вывод: Политическая карта мира похожа на лоскутное одеяло. Каждый лоскуток - это государство со своими языком, традициями, экономикой и культурой. Каждая из них интересна по-своему. У нас есть возможность послушать музыку одной из стран Евразии и отдохнуть.
5. Физминутка.
6. Самостоятельная работа. Найди ошибки и исправь их. (Проверка по образцу).
Географические карты, на которых изображены разные страны, называются Физическими.
Самая большая по размеру страна - Канада. Страны на политической карте обозначены одним цветом. Граждан каждой страны объединяет государственный язык.
Проверка по образцу:
Географические карты, на которых изображены разные страны, называются политическими.
Самая большая по размеру страна - Россия. Страны на политической карте обозначены различными цветами. Граждан каждой страны объединяет государственный язык.
7. Включение в систему знаний и повторение;
Вспомните, под музыку какой страны вы отдыхали? (Индия.)
Многие из вас уже побывали в какой-либо зарубежной стране. Расскажите об этих странах.
8. Рефлексия
- Над какой темой урока мы сегодня работали?
- Какие цели мы ставили перед собой?
- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что изображено на ПКМ и что можно определить по ней.)
-Все ли задания сам.работы вы выполнили правильно?
- Над чем вам надо будет поработать дома?
9. Домашнее задание:
1. Прочитать текст на с. 28-31 учебника. Ответить на вопросы на с. 31 в рубрике «Проверим себя».
2. Подготовить рассказ о любой стране (по желанию).
3. Назови страну. Отгадайте загадки (по желанию):
Страна тысячи озёр. (Финляндия)
Голова и спина тигра. (Норвегия)
Ледяная страна. (Исландия)
Страна и столица с одним названием. (Люксембург)
Страна городов: Бремена, Кёльна, Гамбурга. (Германия)
Родина лыж и коньков. (Норвегия)
В какой стране музей корабля? (Швеция)
В какой стране глава государства королева? (Великобритания)