Елена Александровна Светлакова

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Пословицы и поговорки: Договорись на берегу, тогда и поезжай за реку.

Главная Методическая копилка Уроки Окружающий мир. Страны и народы на политической карте мира.

Окружающий мир. Страны и народы на политической карте мира.

E-mail Печать PDF

 

Тема: Страны и народы на политической карте мира.

Цели: Познакомить с политической картой мира;

   Научить находить страны на карте и называть их столицы;

   Развитие умения работать в парах, группах;

   Воспитание толерантности и уважительного отношения к   

   культурному многообразию человечества.

Ход урока:

 

1.     Орг. момент.

Сейчас проверь, мой ученик,

готовь ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

2.     Актуализация знаний.

- Сегодня у нас урок ОНЗ. Как мы будем открывать новые знания? (САМИ)

- Что для этого мы будем делать?

(Сначала мы поймём, что не знаем. Потом САМИ найдём способ).

- Что мы будем делать сейчас?(Повторять то, что пригодится для ОНЗ)

А) Проверка домашнего задания:

         Карточки для ребят 2 варианта:

На планете (сколько?)____  материков. Самый большой из них ____________, а самый маленький __________________. 

Два материка ____________ и ____________________ образуют одну часть света, которая называется ________________.

А на материке ___________________ располагается две части света: ___________ и ________________.

         Фронтальная работа с остальными:

а) Что такое Часть света?

б) Что такое материк?

в)Как иначе называют материки?

- Отгадайте загадки:

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида,

Он готов поведать людям,

Как прекрасна ... (Антарктида).

 

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нем всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

 Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ... (Австралии).

Здесь горы-великаны­:

Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки - Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас ... (Евразии).

Раскалена от жары

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны -

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ... (Африке).

-Положите, пожалуйста, карточки на край стола.
Продолжаем работу.

-Ребята, где мы можем увидеть все материки одновременно? (на глобусе и  карте).

-Что такое карта?

С какой картой мы познакомились на прошлом уроке?

-Посмотрите на физическую карту мира. О чем говорят ее краски?

(Голубым цветом обозначены моря и океаны, корич­невым - горы, зеленым и желтым - равнины.)

- Что еще можете узнать по физической карте?

(Название материков, гор, морей, пустынь, больших городов и т. д.)

- Какие виды карт вы ещё знаете?

- Посмотрите на эту карту. (Учитель закрыл название карты.)

- Чем отличается эта карта от Физической карты? (Цветами. Здесь нет, привычных нам рек, гор, низменностей).

-  КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА КАРТА? (Учитель открывает название карты.)

3. Пробное действие:  Что можно определить по этой карте?     

(Мы не можем ответить на этот вопрос, т.к. мы этого ещё не знаем)
Итак, какова ТЕМА нашего урока?

Страны и народы на политической карте мира.

- Какие цели мы поставим перед собой? Узнать, что изображено на ПКМ и что можно определить по ней?

4. ОНЗ.

- Поможет вам ответить на поставленный вопрос небольшой аудиосюжет.  Вы внимательно слушайте и запоминайте.

1 страница аудиоурока

-Что узнали сейчас?
!!!
Карты, на которых изображены разные страны, называются политическими.

- Сравним данное определение с определением в учебнике: стр. 29.

Заполним  таблицу.

 

Страна

Столица

Соседи

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите на карту.

На ней  выделены девять стран, которые владеют самыми большими территориями. Номер на карте указывает на место в списке стран по их величине. Определите эти страны и подпишите на карте, работая  в парах.

-  Покажите эти страны на карте у доски. Пользуясь политической картой, соедини стрелочками названия стран с их сто­лицами.

1.     Россия                              Вашингтон

2.     Канада                             Пекин

3.     Китай                               Москва

4.     США                                Оттава

5.     Бразилия                         Канберра

6.     Австралия                       Бразилиа

7.     Индия                               Буэнос-Айрес

8.     Аргентина                       Астана

9.     Казахстан                        Дели

- Продолжим наше путешествие по самому большому материку Евразия. Назовите страны - соседи России.

(По суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Бе­лоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азер­байджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея.

По морю: США, Япония.)

- На политической карте каждая страна обозначена одним цветом, но в ней живут люди разных национальностей, час­то говорящие на разных языках. Как же они понимают дpyr друга?

- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав материал учебника на стр.30-31.

(В каждой стране есть государственный язык, на котором общаются люди разных национальностей.)

Вывод: Политическая карта мира похожа на лоскутное одеяло. Каж­дый лоскуток - это государство со своими языком, традициями, экономикой и культурой. Каждая из них интересна по-своему. У нас есть возможность послушать музыку одной из стран Евразии и отдохнуть.

5. Физминутка.

6. Самостоятельная работа. Найди ошибки и исправь их. (Проверка по образцу).

Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются Физическими.

Самая большая  по размеру страна - Канада.  Страны на политической карте обозначены одним цветом. Граждан каждой страны объединяет государственный язык.

Проверка по образцу:

Географические карты, на которых изображены  разные страны, называются политическими.

Самая большая  по размеру страна - Россия.  Страны на политической карте обозначены различными цветами. Граждан каждой страны объединяет государственный язык.

 

7.     Включение в систему знаний и  повторение;

Вспомните, под музыку какой страны вы  отдыхали? (Индия.)
Многие из вас уже побывали в какой-либо зарубежной стране. Расскажите об этих странах.

8. Рефлексия

- Над какой темой урока мы сегодня работали?

-  Какие цели мы ставили перед собой?

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что изображено на ПКМ и что можно определить по ней.)

-Все ли задания сам.работы вы выполнили правильно?

- Над чем вам надо будет поработать дома?  

9. Домашнее задание:

1.     Прочитать текст на с. 28-31 учебника. Ответить на вопросы на с. 31 в рубрике «Проверим себя».

2.      Подготовить рассказ о любой стране (по желанию).

3.     Назови страну. Отгадайте загадки (по желанию):

Страна тысячи озёр. (Финляндия)

Голова и спина тигра. (Норвегия)

Ледяная страна. (Исландия)

Страна и столица с одним названием. (Люксембург)

Страна городов: Бремена, Кёльна, Гамбурга. (Германия)

Родина лыж и коньков. (Норвегия)

В какой стране музей корабля? (Швеция)

В какой стране глава государства королева? (Великобритания)

 

 

Обновлено 05.01.2014 19:01