Урок чтения. Внутренние переживания героя, выраженные автором в недосказанной форме.

17.02.2013 18:29 Елена Александровна
Печать
Нравится

Цели:

Обучающие:

1.    Обучать учащихся умению оценивать поступки взрослых и детей.

2.    Формировать у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составлять характеристики героев.

3.    Закреплять понятий «проза», «рассказ», «тема».

Развивающие:

1.    Продолжать литературное и нравственное развитие учащихся.

2.    Продолжать развивать речь и умение выражать свои мысли.

3.    Продолжать развивать учебно-организационные навыки (ставить перед собой цель, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность).

4.    Продолжать развивать умение бегло и осознанно читать.

Воспитывающие:

1.    Воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.

2.    Прививать интерес к чтению.

3.    Воспитывать у детей «положительные» черты характера.

4.    Учить общению с людьми (знакомыми и незнакомыми).

Материал для чтения: С.Г. Георгиев «Дедушка».

Оборудование: портрет С.Г. Георгиева,

                            выставка книг С.Г. Георгиева,

                            иллюстрация к отрывку рассказа,

                            рисунки на тему «Мой дедушка».

Словарь:

Рассказ - небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.

Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.

Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм

 

     Плакаты:

Заботьтесь о малышах.

 

Живите дружно.

Не ссорьтесь и не деритесь друг с другом.

 

Любите родителей и не огорчайте их.

 

Будьте честными!

 

Ход урока:

1.    Организационный момент.

Проверь, дружок, готовь ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

2.    Вступительное слово учителя.

              Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

     - Тема нашего урока:

 

Внутренние переживания героя, выраженные автором в недосказанной форме.

 

 Мы продолжим  наблюдение за чувствами и переживаниями героев, которые попадают в чрезвычайные, а порой в непредсказуемые ситуации.

Будем учиться оценивать поступки взрослых и детей на примере дедушки и Алёши;

Также ответим на главный вопрос урока - чему хотел научить читателей С.Георгиев, написав это не совсем обычное произведение?  

 

- Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных  ответов.

 

3.    Проверка домашнего задания 

- Что было задано на дом?

 

 

 

 

 

 

- Что мы узнали о С.Г.Георгиеве?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кто главные герои рассказа?

 

- Расскажите о Славке?

- Что узнали об Алёше?

 

Опрос ведётся по желанию!

 

1 задание: повторить биографию С.Г.Георгиева и

перечитать произведение.

2 задание: составить рассказ (по выбору) о мальчиках

3 задание: нарисовать портрет дедушки

 

Современный писатель.

Сергей Георгиев родился в 1954 году, жил и работал в Екатеринбурге. Закончил философский факультет Уральского государственного университета им. М. Горького Первая литературная публикация С.Георгиева - юмористический рассказ в казанском журнале «Чаян» («Скорпион»). Автор был убежден, что станет писателем-юмористом. Первые его детские произведения печатались в журнале «Пионер». По словам самого автора, большое влияние на его творчество оказали Ю.Олеша, Ю.Коваль, В.Берестов. Сергей Георгиев - один из самых интересных современных детских писателей. Он пишет сказки, лирические и юмористические миниатюры, повести-сказки, рассказы, иногда такие короткие, что они похожи на анекдоты. Сергей Георгиев печатается на страницах многих периодических изданий: журналов «Юность», «Наш малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Детское чтение для сердца и разума», «Кукумбер», «Ералаш», «Тошка и компания», «Пионер», «Костер»; газет «Жили-были», «Пионерская правда». ». В настоящее время - редактор Детского юмористического киножурнала «Ералаш». Живет в Москве. Премии и награды:

  • Лауреат премии Губернатора Свердловской области за книгу «Запахи миндаля» (Россия, 1996)
  • Лауреат Всесоюзного конкурса на лучший короткий рассказ для детей (1985)
  • Лауреат ежегодной премии журнала «Юность» (1995)
  • Кавалер Ордена Кота Учёного (Россия, «Жили-были», 1994)
  • Кавалер Ордена Барона Мюнхгаузена (Россия, «Жили-были», 1995)
  • Лауреат Международного Фестиваля детских писателей «Киммерийские музы» (Украина, 2002)

 

Их 4 человека: папа, Алёша, дедушка и Славка.

 

Вывод:

Мы  заслушали ваши рассказы.

- А что называют рассказом?

 

 

- Ваши рассказы - это поэзия или проза?

Почему?

 

Рассказ - это небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.

Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.

Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм.

В рассказах нет рифмы и ритма.

 

4.    Подробное знакомство с героями с помощью вопросов Выборочное чтение текста.

 Продолжаем нашу работу.

- Как вы относитесь к мальчикам: кто из них вам не понравился?

 

 

 - Кто больше понравился и почему? Докажите словами из текста.

- Что вы можете о нем рассказать?

 

 

 

 

- Как автор относится к мальчикам?

 

Славка не был хозяином своего слова: «просил позвонить до четырех», а сам болтал с кем-то по телефону. Славка не просто болтун, а еще и рыбок продает, а не дарит, как это делал бы Алеша.

 

Мне понравился Алеша. Он любит рыбок и мечтает развести аквариумных рыбок (гуппёшек), а когда у него появятся мальки, он их будет дарить своим друзьям. Его друг Славка «просил позвонить до четырех», и он сдержал слово, пришёл вовремя в телефонную будку и звонил. В этой будке он увидел номер, который был выведен «аккуратненько, не торопясь. Каким-то особым карандашом, жирной линией. Почему-то в стороне от остальных». Алёша позвонил по этому номеру и познакомился с дедушкой. Он расспрашивал у папы о войне и о своем родном дедушке. Он раздобыл адрес незнакомца и в конце рассказа отправился к нему в гости.

  • Писатель больше симпатизирует этому герою, чем другому мальчику: называет его уважительным именем «Алеша», тогда как его друга он называет «Славкой». Автор говорит о нем не совсем понятно: «Какой-то он, этот Славка...». В конце этого предложения ставит многоточие, - словно не хочет нам о нем рассказывать подробно.

5.    Физминутка.

 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

Посмотрите на иллюстрацию.

 Какой эпизод она отражает? Прочитайте его.

 Зачем автор рассказывает здесь о грязной бродячей собачонке, которая никак не связана с сюжетом и не нужна для его развития?

 

 

 

 

 И как это характеризует нашего героя?

 

 

 

   Что ещё мы узнали об Алёше? Как складывалось его общение с дедушкой? Какие черты характера проявлялись?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.________

    Я думаю, что собачонка своим несчастным видом усиливает жалость, которая наполнила доброе сердце Алеши.

Автор хотел лишний раз подтвердить и показать читателю, какой мальчик добрый: даже в сильные минуты переживания он замечает собачонку, понимает животное, сочувствует ему.

И даже поспешил успокоить собачонку:

«Да не отберу, не бойся...»

   Он был чутким к чужому горю.

Его сердце было добрым и отзывчивым на чужую боль. Душа Алеши очень ранима и способна на глубокие переживания.

 Алеша был честным и хотел признаться, что он не тот за кого его приняли.

Ему было жалко бедного человека, который был одиноким, - ведь мысль о нем не оставляла Алешу, не давала ему покоя:

«Весь следующий день Алеша думал о том человеке, чей номер телефона жирным черным карандашом на стенке желтой будки»

По своей душевной доброте, он не мог остаться безучастным к судьбе этого человека, она его волновала: мальчик пытался предугадать, что произошло в этой семье, кто оставил номер телефона в будке и для чего, почему «малыш» не может навещать деда и даже ему не звонит.

Мальчик принимает близко к сердцу все слова старика, а узнав о том, что его мучают старые военные раны, мальчик «ужаснулся».

Обобщающая характеристика главного героя.

Учитель.   А теперь давайте из «Словаря характеристик» подберем слова, характеризующие главного героя:

 

добрый                                         настойчивый

бескорыстный                             решительный

внимательный                             честный

чуткий                                          человечный

               ранимый                                      любознательный          

беспокойный                               общительный

чувствительный                          отзывчивый

жалостливый                               догадливый

 

 

 

Именно эти удивительные качества души мальчика помогли найти ему правильный выход из создавшейся жизненной ситуации.

         Чему хотел научить читателей С.Георгиев, написав это не совсем обычное произведение?  

         Человек должен быть внимателен к людям, к их горю, проявлять заботу и участие тем, кто в этом нуждается.

         Автор показал, что на Земле много одиноких людей, нуждающихся в помощи, надо только своевременно ее оказать, - а для этого необходимо проявлять больше внимания к окружающей жизни.

Учитель.  (Обобщает):

         Человек должен проявлять любовь к ближнему, - именно так говорит одна из христианских заповедей. Кроме того, каждый из нас должен хранить память о прошлом, о своих предках, - именно так можно сохранить связь времени, которая так необходима человеку.

 

6.    Подведение итога урока.

!!!  Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образ Алёши и хотел, чтобы читатель оценил его поведение и поступки и сам сделал для себя вывод. Как мы с вами!

 

-  Понравился ли вам наш урок?

- Кого наш урок научил правильно общаться с близкими людьми в семье?

- Кто доволен своей работой?

- Кто на след. уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня?

- Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку?

 

 

 

7.    Запись домашнего задания к следующему уроку.

 

По выбору:

 

- Составьте по произведению рассказ о дедушке или о своём родном дедушке.

ü Перескажите особенно понравившийся вам эпизод

- Кто желает стать соавтором С.Георгиева, попробуйте придумать продолжение рассказа.

 

Урок окончен! Всем спасибо за урок!

 

Обновлено 04.03.2013 20:52