Цели:
Обучающие:
1. Обучать учащихся умению оценивать поступки взрослых и детей.
2. Формировать у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составлять характеристики героев.
3. Закреплять понятий «проза», «рассказ», «тема».
Развивающие:
1. Продолжать литературное и нравственное развитие учащихся.
2. Продолжать развивать речь и умение выражать свои мысли.
3. Продолжать развивать учебно-организационные навыки (ставить перед собой цель, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность).
4. Продолжать развивать умение бегло и осознанно читать.
Воспитывающие:
1. Воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Воспитывать у детей «положительные» черты характера.
4. Учить общению с людьми (знакомыми и незнакомыми).
Материал для чтения: С.Г. Георгиев «Дедушка».
Оборудование: портрет С.Г. Георгиева,
выставка книг С.Г. Георгиева,
иллюстрация к отрывку рассказа,
рисунки на тему «Мой дедушка».
Словарь:
Рассказ - небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях.
Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах.
Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм
Плакаты:
Заботьтесь о малышах.
|
Живите дружно. Не ссорьтесь и не деритесь друг с другом.
|
Любите родителей и не огорчайте их.
|
Будьте честными!
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, готовь ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. |
2. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
- Тема нашего урока:
Внутренние переживания героя, выраженные автором в недосказанной форме.
Мы продолжим наблюдение за чувствами и переживаниями героев, которые попадают в чрезвычайные, а порой в непредсказуемые ситуации. Будем учиться оценивать поступки взрослых и детей на примере дедушки и Алёши; Также ответим на главный вопрос урока - чему хотел научить читателей С.Георгиев, написав это не совсем обычное произведение?
- Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов. |
3. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Что мы узнали о С.Г.Георгиеве?
- Кто главные герои рассказа?
- Расскажите о Славке? - Что узнали об Алёше?
Опрос ведётся по желанию!
|
1 задание: повторить биографию С.Г.Георгиева и перечитать произведение. 2 задание: составить рассказ (по выбору) о мальчиках 3 задание: нарисовать портрет дедушки
Современный писатель. Сергей Георгиев родился в 1954 году, жил и работал в Екатеринбурге. Закончил философский факультет Уральского государственного университета им. М. Горького Первая литературная публикация С.Георгиева - юмористический рассказ в казанском журнале «Чаян» («Скорпион»). Автор был убежден, что станет писателем-юмористом. Первые его детские произведения печатались в журнале «Пионер». По словам самого автора, большое влияние на его творчество оказали Ю.Олеша, Ю.Коваль, В.Берестов. Сергей Георгиев - один из самых интересных современных детских писателей. Он пишет сказки, лирические и юмористические миниатюры, повести-сказки, рассказы, иногда такие короткие, что они похожи на анекдоты. Сергей Георгиев печатается на страницах многих периодических изданий: журналов «Юность», «Наш малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Детское чтение для сердца и разума», «Кукумбер», «Ералаш», «Тошка и компания», «Пионер», «Костер»; газет «Жили-были», «Пионерская правда». ». В настоящее время - редактор Детского юмористического киножурнала «Ералаш». Живет в Москве. Премии и награды:
Их 4 человека: папа, Алёша, дедушка и Славка.
|
Вывод: Мы заслушали ваши рассказы. - А что называют рассказом?
- Ваши рассказы - это поэзия или проза? Почему? |
Рассказ - это небольшое произведение, в котором автор рассказывает о каких-то событиях. Проза - художественные тексты, в которых нет таких строгих правил, как в стихах. Поэзия - художественные тексты, в которых есть рифма и ритм. В рассказах нет рифмы и ритма.
|
4. Подробное знакомство с героями с помощью вопросов Выборочное чтение текста.
Продолжаем нашу работу. - Как вы относитесь к мальчикам: кто из них вам не понравился?
- Кто больше понравился и почему? Докажите словами из текста. - Что вы можете о нем рассказать?
- Как автор относится к мальчикам?
|
Славка не был хозяином своего слова: «просил позвонить до четырех», а сам болтал с кем-то по телефону. Славка не просто болтун, а еще и рыбок продает, а не дарит, как это делал бы Алеша.
Мне понравился Алеша. Он любит рыбок и мечтает развести аквариумных рыбок (гуппёшек), а когда у него появятся мальки, он их будет дарить своим друзьям. Его друг Славка «просил позвонить до четырех», и он сдержал слово, пришёл вовремя в телефонную будку и звонил. В этой будке он увидел номер, который был выведен «аккуратненько, не торопясь. Каким-то особым карандашом, жирной линией. Почему-то в стороне от остальных». Алёша позвонил по этому номеру и познакомился с дедушкой. Он расспрашивал у папы о войне и о своем родном дедушке. Он раздобыл адрес незнакомца и в конце рассказа отправился к нему в гости.
|
5. Физминутка.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
|
Посмотрите на иллюстрацию. Какой эпизод она отражает? Прочитайте его. Зачем автор рассказывает здесь о грязной бродячей собачонке, которая никак не связана с сюжетом и не нужна для его развития?
И как это характеризует нашего героя?
Что ещё мы узнали об Алёше? Как складывалось его общение с дедушкой? Какие черты характера проявлялись?
|
Стр.________ Я думаю, что собачонка своим несчастным видом усиливает жалость, которая наполнила доброе сердце Алеши. Автор хотел лишний раз подтвердить и показать читателю, какой мальчик добрый: даже в сильные минуты переживания он замечает собачонку, понимает животное, сочувствует ему. И даже поспешил успокоить собачонку: «Да не отберу, не бойся...» Он был чутким к чужому горю. Его сердце было добрым и отзывчивым на чужую боль. Душа Алеши очень ранима и способна на глубокие переживания. Алеша был честным и хотел признаться, что он не тот за кого его приняли. Ему было жалко бедного человека, который был одиноким, - ведь мысль о нем не оставляла Алешу, не давала ему покоя: «Весь следующий день Алеша думал о том человеке, чей номер телефона жирным черным карандашом на стенке желтой будки» По своей душевной доброте, он не мог остаться безучастным к судьбе этого человека, она его волновала: мальчик пытался предугадать, что произошло в этой семье, кто оставил номер телефона в будке и для чего, почему «малыш» не может навещать деда и даже ему не звонит. Мальчик принимает близко к сердцу все слова старика, а узнав о том, что его мучают старые военные раны, мальчик «ужаснулся». |
Обобщающая характеристика главного героя. Учитель. А теперь давайте из «Словаря характеристик» подберем слова, характеризующие главного героя:
добрый настойчивый бескорыстный решительный внимательный честный чуткий человечный ранимый любознательный беспокойный общительный чувствительный отзывчивый жалостливый догадливый
|
Именно эти удивительные качества души мальчика помогли найти ему правильный выход из создавшейся жизненной ситуации. Чему хотел научить читателей С.Георгиев, написав это не совсем обычное произведение? Человек должен быть внимателен к людям, к их горю, проявлять заботу и участие тем, кто в этом нуждается. Автор показал, что на Земле много одиноких людей, нуждающихся в помощи, надо только своевременно ее оказать, - а для этого необходимо проявлять больше внимания к окружающей жизни. Учитель. (Обобщает): Человек должен проявлять любовь к ближнему, - именно так говорит одна из христианских заповедей. Кроме того, каждый из нас должен хранить память о прошлом, о своих предках, - именно так можно сохранить связь времени, которая так необходима человеку.
|
6. Подведение итога урока.
!!! Вот видите, сколько полезного можно найти в этом произведении. Именно эти мысли вложил автор в образ Алёши и хотел, чтобы читатель оценил его поведение и поступки и сам сделал для себя вывод. Как мы с вами! |
- Понравился ли вам наш урок? - Кого наш урок научил правильно общаться с близкими людьми в семье? - Кто доволен своей работой? - Кто на след. уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня? - Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку?
|
|
7. Запись домашнего задания к следующему уроку.
По выбору:
- Составьте по произведению рассказ о дедушке или о своём родном дедушке. ü Перескажите особенно понравившийся вам эпизод - Кто желает стать соавтором С.Георгиева, попробуйте придумать продолжение рассказа. |
Урок окончен! Всем спасибо за урок!