Гендерный подход в обучении и воспитании

06.01.2014 21:20 Елена Александровна
Печать
Нравится

 

Гендерный подход в обучении и воспитании

    Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. 

    Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера. 

    Гендер (от англ. gender - род, пол) - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».

   Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход - это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает - организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.

    Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по - иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.

     По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

    Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

 Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

 Мальчики:

 •   лучше выполняют задания при ярком свете

     Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.  К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Предлагаю ряд рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей, которые могут быть использованы для развития детей.

 Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками.

 

Приложение

Девочки

- Специализация полушарий мозга выражена слабо, ориентация в пространстве затруднена, деятельность легко ограничивается «пятачком»: могут долго сидеть за партой.

- На 20% больше межполушарных связей, легко происходит обмен информацией между полушариями - легко обучаемы.

- Развита мелкая моторика. Нужно требовать, чтобы писала красиво.

 -Стремятся к социально желаемому поведению.

- Предпочитают продвигаться по «шажочку», предпочитают иметь четкую «инструкцию» к выполнению. Нужно: дать инструкцию.

-Обижаются или страдают, если проиграли соревнование, ревнуют лидеров к учителю, соревнование может их перессорить. Нужно: исключить соревновательные моменты, не сравнивать с другими.

 -Легко и быстро входят в работу. Любят типовые задания. Спокойный темп, закрепление пройденного материала.

 -Панически боятся ошибиться, если не знают ответа, честно в этом признаются или молчат, «зажимаются». Нужно: развивать умение искать, «придумывать» ответ, озвучивать любые версии, вне зависимости от их «правильности».

 -Легко выражают мысли. Нужно: давать возможность рассуждать.

 -Все отражается на лице.

- Легко перенимают стиль общения, мимику, речь взрослых - как зеркало. Нужно: принять во внимание, как обратную связь.

- Любят организованность, соблюдение правил. Плохо переносят шум, громкие голоса, чувствуют себя ужасно, когда взрослый кричит или просто говорит пронзительным голосом. Нужно: договариваться спокойно, тихим голосом. Перед работой озвучить правила.

- Охотно описывают и приукрашивают свои чувства. Любят обниматься со взрослыми. Давать тактильный контакт.

 -Склонны к созерцанию, принятию, рефлексии. Готовы изменить себя.

-Нужно: не требовать решительных действий здесь и сейчас.

 

Мальчики

-Выше функциональная специализация полушарий мозга: лучше ориентация в пространстве, надо много пространства. Неусидчивы, нужно: чаще вызывать к доске, давать задания, требующие перемещения по классу, использование различных предметов.

- Обмен информацией между полушариями затруднен - трудности в обучении.

- Развита крупная моторика. Нельзя требовать, чтобы писал красиво.

- Необходима постоянная смена учебных заданий, высокий темп. Любят задания на сообразительность.

- Важно достичь собственную цель, а не ту, которую предлагает учитель. Стремятся понять главный принцип, смысл, хотят сами его обнаружить. Нужно побудить к постановке цели,  натолкнуть на поиск смысла задания.

- Любят соревноваться, не завидуют, не обижаются, гордятся лидерами. Нужно: вносить соревновательный момент.

- Трудно и долго входят в работу. Нужно: сразу дать задание на сообразительность, на соревнование.

- Опираются на догадку, готовы ответить на любой вопрос, неважно - правильно или нет.

-Необходимо поддерживать  желание думать и искать, не ругать и не высмеивать за ошибки, одобрять поиск, даже если он ошибочен.

- Сложно выразить мысль словами, помогают жестами. Нужно: помочь в подборе слов.

- По лицу не видна работа мысли: кажется, что не поняли, были невнимательны. Нужно: иметь это в виду и не дергать, говоря: «не отвлекайся», «ты меня не слушаешь».

- Чутки к состоянию взрослых, реагируют мгновенно: становятся раздраженными, возбужденными, ведут себя не адекватно. Нужно: принять во внимание, попытаться найти причину - в себе или семье.

- Кажутся неорганизованными, попирают правила. Любят шуметь, лучше слышат того, кто говорит громко. Нужно: уважать их мир. Сердиться бессмысленно - слуховой аппарат полностью блокирует информацию, выраженную сердитым тоном.

- Чутки к ласке, отзывчивы на объятья, но сами редко проявляют словами эмоции, первыми к взрослому не прикасаются. Потребность в телесном контакте реализовывают в мальчишеской «возне». Нужно: прикасаться, удовлетворяя их потребность - в зависимости от возраста: гладить по голове или дотрагиваться до предплечья, спины.

- Склонны к действию, изменению, завоеванию. Готовы изменить мир.  Нужно: давать задания на преобразования. Нельзя требовать, чтобы они изменились.

- Чтобы нормально развиваться, нужно дать возможность обняться за день не менее 12 раз - и для мальчиков, и для девочек.